В условиях эксплуатации очень важно знать пробег тепловоза между экипировками и, в частности, между снабжением тепловоза дизельным топливом. Это позволит более рационально разместить на заданном участке пункты экипировки и технического обслуживания тепловозов и организовать их эксплуатационную работу. Пробег тепловоза между снабжением топливом в основном определяется емкостью топливных баков.
Исходную (основную) норму расхода дизельного топлива на прямом и горизонтальном пути в кг на измеритель 104 ткмбр можно определить по формуле
, (26)
где Q – масса состава, т;
Вч – часовой расход топлива, кг/ч;
V0 – равномерная скорость движения поезда на площадке, км/ч.
Часовой расход топлива дизелем определяется по формуле
Bч=ge ∙ Ne, (27)
где gе – удельный эффективный расход топлива, кг/экВтч;
Nе – эффективная мощность дизеля, кВт.
На тяговую характеристику тепловоза необходимо нанести зависимость полного сопротивления движению поезда W0 = f(V). Пересечение графиков этих зависимостей определяет искомую скорость V0.
Полное сопротивлению движению поезда W0 слагается полного сопротивления локомотива W’0 и состава W»0 при движении на площадке.
(28)
где w’0 – основное удельное сопротивление движению локомотива в режиме тяги, кгс/т;
w»0 – основное удельное средневзвешенное сопротивление движению состава, кгс/т;
Р – масса локомотива, т
Q – масса состава, т.
Удельное сопротивление движению локомотива, кгс/т.
w’0 = 1,9 + 0,01 ∙ V + 0,0003 ∙ V2, (29)
где V – скорость движения, км/ч.
Удельное сопротивление движению состава, кгс/т:
– для 4-осных вагонов на подшипниках скольжения
, (30)
- для вагонов на подшипниках качения
, (31)
где q04 – масса вагона, приходящаяся на ось, т/ось; для грузовых вагонов q04 = 20…22 т/ось.
Соотношение вагонов в грузовых поездах на подшипниках качения и скольжения следует принимать соответственно 90 и 10%. Тогда основное удельное средневзвешенное сопротивление движению состава определится в виде:
(33)
Расчет полного сопротивления движению поезда W0 следует произвести для скоростей 20, 40, 60, 80, 100 км/ч.
Результаты сводим в таблицу 7.
Действительная норма расхода дизельного топлива в кг/104 ткмбр зависит от массы состава, скорости движения, профиля пути и ряда других факторов.
n = no ∙ Ki ∙ Kω ∙ Kη ∙ Kτ + Δnn + Kx ∙ nx +Δnc, (34)
где Ki – коэффициент, оценивающий влияние профиля пути;
Kω – коэффициент, оценивающий отличие сопротивления поезда для конкретного участка от сопротивления, принятого при расчете основной нормы;
Kη – коэффициент, оценивающий модернизацию тепловоза, вызывающую снижения расхода топлива;