При курсовом проектировании, в отсутствие готовой компоновки автомобиля, длину карданной передачи в учебных целях следует принимать равной половине базы автомобиля-прототипа:
l=0,5*L (3.1.1)
где L – база автомобиля-прототипа, мм (L=3700 мм)
l=3700*0,5= 1850 мм
γо, γст – углы наклона карданного вала при статических прогибах подвески автомобиля fо и fст от нагрузки соответственно порожнего автомобиля с номинальной нагрузкой;
γд – угол наклона карданного вала при динамическом прогибе подвески автомобиля fд под действием возмущающей силы от неровностей дороги;
∆о, ∆ - перемещение ведущего моста автомобиля от номинального положения до крайних верхнего и нижнего положения;
Н – высота между осями шарниров карданной передачи у силового агрегата автомобиля и у ведущего моста при номинальной нагрузке.
Статический прогиб подвески fст ведущего моста автомобиля при номинальной нагрузке можно определить, исходя из частоты собственных колебаний подвески. В отсутствие этих данных рекомендуется принимать fст для грузовых автомобилей fст=60-80 мм. Принимаю fст=80 мм.
Динамический прогиб подвески fд, связанный с действием на автомобиль возмущающей силы от неровностей дороги, принимается равным:
- для грузовых автомобилей fд= fст. fд =80 мм.
Уравнение зависимости прогиба подвески от нагрузки, приходящейся на её упругий элемент, представлено формулой:
lnRZ=f/fо+ lnRZо-1 (3.1.2)
где RZ – нагрузка на упругий элемент подвески ведущего моста при прогибе подвески f. При fд= fст=80 мм. Выразим fо.
RZ=G2/2 (3.1.3)
где G2 – номинальная нагрузка на ведущую ось автомобиля,Н (G2= 49049Н);
RZо – нагрузка на упругий элемент подвески ведущего моста при прогибе fо, Н:
RZ= 49049/2 = 24525 Н
RZо=((mа*g)/2)*(x2/100) (3.1.4)
где mа – снаряженная масса автомобиля (mа = 3000 кг);
х2 – снаряженная масса автомобиля, приходящаяся на ведущий мост (70%).
RZо=(3000*9,8/2)*(70/100)=10290 Н
Подсчитаем значение fо:
fо= fст / (ln RZ – ln RZо +1) (3.1.5)
fо= 80/(ln24525 – ln10290+1) = 80/(10,11 – 9,24 +1) =80/1,87= 42,8 =43 мм
Перемещение ведущего моста автомобиля от номинального положения до крайнего нижнего
∆о=fст – fо (3.1.6)
∆о=80-43=37 мм
Перемещение ведущего моста автомобиля от номинального положения до крайнего верхнего
∆=fд (3.1.7)
∆=fд=80 мм
Расстояние между осями валов силового агрегата автомобиля и ведущего моста при номинальной нагрузке
Н=l*tgγст (3.1.8) (принимаю γст=4)
Н=1850*tg4о=1850*0,07=129,5 мм
Угол наклона карданного вала при динамическом прогибе подвески ведущего моста:
γд=arctg((H - ∆)/l) (3.1.9)
При этом должно выполняться соотношение γд>1о
γд= arctg ((129,5 - 37)/1850) = 2,862о =2,9о
Угол наклона карданного вала на порожнем автомобиле определяется по формуле:
γо=arctg((H + ∆о)/l) (3.1.10)
γо= arctg((129,5 + 37)/1850) = 5,14о
При этом должно выполняться соотношение γд= (4÷6)о.