Наружный диаметр трубы карданного вала определяется по формуле:
D= ((16*Мmax)/(π*(1-С4)*[τк]))⅓ (3.2.1)
где Мmax – наибольший вращающий момент, передаваемый карданным валом, Нмм.
Этот момент принимается равным меньшему из двух моментов:
- максимальному моменту, передаваемому от двигателя при включённой 1-ой передаче:
Мmax=МКmax*и1 (3.2.2)
- моменту, определённому по силе сцепления шин с дорогой при коэффициенте сцепления φ=0,6-0,8:
Мmax=(G2*m2*rк/uо)*φ (3.2.3)
Величинами, входящими в формулы (3.2.2) и (3.2.3), являются:
МКmax – максимальный крутящийся момент двигателя, (478000 Нмм);
G2 – нагрузка на ведущий (задний) мост автомобиля, (49049 Н);
и1 – передаточное число КПП на 1-ой передаче (6,4);
ио – передаточное число главной передачи (4,9);
m2 – коэффициент перераспределения нагрузки на ведущий (задний) мост при движении автомобиля (0,7);
rк – радиус качения колеса, (430 мм);
Мmax=478000*6,4=3059200 Нмм
Мmax=(49049*0,7*430/4,9)*0,8 = 2410408 Нмм
D=(16*2410408/ 3,14*(1 - 0,6561)*120)⅓ = 67,020 мм
С – коэффициент, равный отношению внутреннего диаметра трубы Dв к наружному:
С= Dв/D (3.2.4)
(для тонкостенных труб карданных валов С=0,9-0,95)
Принимаю С=0,90
[rк] – допускаемое напряжение для материала трубы карданного вала на кручение, МПа
rк=(0,55-0,6)[δр] (3.2.5)
Принимаю rк=0,6[δр]
rк=0,6*[200]=120 МПа
где [δр] - допускаемое напряжение для материала трубы карданного вала на растяжение, МПа. Принимаю [δр]=200
Трубы карданных валов отечественных и зарубежных автомобилей изготавливают из малоуглеродистых сталей Ст 15, 20, 30, для которых [δр]=120-200 МПа.
Подсчитываем внутренний диаметр трубы:
Dв=D*С (3.2.6)
Dв=67,020*0,90=60,318 =60,32 мм
и толщину стенки трубы:
S=(D - Dв)/2 (3.2.7)
S=(67,020-60,32)/2= 3,35
На основании ГОСТ 8734-75 «Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные» выбираю наружный диаметр трубы 68 мм, толщину стенки трубы 4,0 мм.