Проверка ТС измерителем эффективности тормозных систем автомобилей ЭФФЕКТ проводится методом дорожных испытаний по ГОСТ 51709 – 2001. Проверка технического состояния автомобилей должна проводится при следующих условиях:
· масса АТС не превышает разрешенной максимальной;
· тормозные механизмы – холодные;
· давление в шинах соответствует нормативному;
· двигатель работает и отсоединен от трансмиссии (КП на “нейтрали”);
· дополнительные ведущие мосты (при их наличии) отключены, а трансмиссионные (межколесные и межосевые) дифференциалы разблокированы.
Рабочая тормозная система контролируется по следующим критериям:
1. длине тормозного пути;
2. способности автомобиля при торможении оставаться в пределах нормативного коридора движения;
3. усилию на педали тормоза.
Проверку проводят на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием. Со скорости 40 км/ч производят экстренное торможение однократным нажатием на педаль на время не более 0,2 с до полной остановки автомобиля.
Замеряют длину тормозного пути и сравнивают ее с нормативной. Как и при проверке на роликовом стенде, сила торможения должна регулироваться плавно и без затруднений.
Выход АТС за пределы коридора движения оценивают визуально или по прибору, измеряющему величину бокового смещения АТС. Корректировка траектории движения при торможении не допускается (если этого не требует обеспечение безопасности).
АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами, при торможении в снаряженном состоянии (с учетом массы водителя) с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения без видимых следов увода и заноса. Колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС. Скорость, на которой она отключается, должна быть не более 15 км/ч.
Стояночная тормозная система в дорожных условиях проверяется на:
1. способностью удержать автомобиль на нормативном уклоне;
2. величину усилия, прикладываемого к рычагу стояночного тормоза.
Автомобиль размещают на поверхности с нормативным уклоном и затормаживают рабочей тормозной системой, а затем стояночной. Одновременно измеряют динамометром усилие, прикладываемое к рычагу стояночного тормоза. Оно должно быть не больше 392 Н для категории М1 и 588 Н для остальных категорий. Отпускают педаль рабочей тормозной системы. Автомобиль должен оставаться неподвижным не менее 1 мин.
Каждая проблема тормозной системы требует квалифицированной диагностики и ремонта, производимого в условиях автосервиса специально подготовленным персоналом.
В данной работе было разработано метрологическое обеспечение процесса диагностирования эффективности тормозной системы автомобилей, включающее: выбор средств измерений (СИ) – измеритель эффективности тормозных систем автомобилей ЭФФЕКТ с учетом безошибочности контроля и стоимости СИ; разработку методики выполнения измерений выбранного прибора эффект и методику его поверки; построение локальной поверочной схемы, т.е. графическое изображение ступеней передачи размера единицы измерений.