Раздаточная и дополнительная коробки передач
Раздаточную коробку применяют для распределения крутящего момента от коробки передач между ведущими мостами автомобиля. В раздаточной коробке помещают также устройство для включения и выключения переднего ведущего моста.
На автомобилях, предназначенных для работы в тяжелых дорожных условиях, устанавливают дополнительную коробку передач с двумя понижающими или одной прямой и одной понижающей передачами, которые позволяют еще больше увеличить силу тяги на ведущих колесах при любой передаче в основной коробке передач. Дополнительную коробку передач, как правило, конструктивно объединяют с раздаточной коробкой.
Обычно понижающую передачу раздаточной коробки включают при использовании автомобиля в качестве тягача, буксирующего тяжелые прицепы, при движении на крутых подъемах и в трудных дорожных условиях. Напри мер, раздаточная коробка грузового ав томобиля ГАЗ-66 повышенной проходи мости с двумя ведущими мостами представляет собой один агрегат с дополни тельной двухступенчатой коробкой передач Ведущий вал 4 раздаточной коробки соединен карданной передачей с ведомым валом коробки передач. Передний шарикоподшипник вала 4 расположен в стенке картера раздаточной коробки, а задний роликоподшипник и выточке зубчатого колеса 6, изготовленного как одно целое с ведомым валом привода заднего моста. Вал 11 привода переднего моста, вал привода заднего моста и промежуточный вал 9 вращаются на шарикоподшипниках.
Перемещаясь по шлицам, зубчатое колесо 10 промежуточного вала может входить в зацепление с зубчатыми коле сами б и 72, а зубчатое колесо 5 веду тс го вала с колесом 13. У зубчатого колеса 6 кроме наружного зубчатого венца есть внутренний венец для зацеплении с зубчатым колесом 5. Зубчатые колеса 13 и 12 неподвижно закреплены на шлицах валов
На выходящих из картера раздаточной коробки концах валов привода переднего и заднего мостов на шлицах установлены фланцы карданных шарниров, закрепленные гайками с шайбами.
Крутящий момент от ведущего вала 4 раздаточной коробки передается к переднему мосту зубчатыми колесами 5, 6, 10 и 12. При введении зубчатого колеса 5 в зацепление с внутренним зубчатым венцом колеса 6 ведомого вала включается высшая (прямая) передача заднего моста. Если также ввести зубчатое колесо 10 в зацепление с зубчатыми колесами 6 и 72, то будет включена прямая передача переднего моста. При перемещении зубчатого колеса 5 влево до зацепления с колесом 13' (зубчатое колесо 10 остается включенным) включается понижающая передача. В этом случае крутящий момент к заднему мосту передается через зубчатые колеса 5, 13, а к переднему мосту через зубчатые колеса 5, 13, 10 и 12. Передаточное число понижающей передачи равно 1,96. Для удобства включения переднего моста зубчатые колеса 10 и б входят в зацепление постоянно на неполную длину зуба.
Масло в картер заливают через закрываемое пробкой 2 отверстие, которое используют также для контроля уровня масла. Масло, сливается через отверстие закрытое пробкой. 1. Сапун 3 служит для вентиляции картера раздаточной коробки. Механизм управления раздаточной коробкой автомобиля ГАЗ-66 состоит из рычага переключения прямой и понижающей передач и рычага переднего моста. Оба рычага Тягами связаны с ползунами раздаточной коробки. При переднем положении левого рычага передний мост автомобиля включен, а при заднем положении этого рычага — выключен. В случае перемещения правого рычага из нейтрального положения вперед включается Прямая передача, а из нейтрального положения назад — понижающая передача,
При движении автомобиля в тяжелых дорожных условиях (грязь, песок, снег) включают, передний мост. Однако этого не следует, делать без необходимости, так как повышается расход топлива и ускоряется изнашивание шин и деталей трансмиссии. Во время движения, автомобиля с включенной прямой передачей в раздаточной коробке передний мост включают без выключения сцепления.
Понижающую передачу в раздаточной коробке включают при движении автомобиля на подъеме или в тяжелых дорожных условиях. Эту передачу можно включить только после остановки автомобиля и включения переднего моста. Передний мост можно выключить только после переключения понижающей передачи в раздаточной коробке на прямую. Все это предохраняет детали карданной передачи и заднего моста от перегрузки. Блокировочное устройство , имеющееся в системе управления раздаточной коробкой, не позволяет включить понижающую передачу при выключенном переднем мосте и выключать передний мост при включенной понижающей передаче.
В картере раздаточной коробки могу! перемещаться ползуны 19 и 20, на которых винтами, зашплинтованными проволокой, укреплены вилки 18 и 25. Между ползунами в стенке картера помещены два сухаря 16 с пружиной 17 между ними. Выходное. отверстие для сухарей закрыто ввернутой на резьбе пробкой 14. Отверстия со стороны наружных концов ползунов закрыты колпаками 15. С противоположной стороны в стенке картера установлены уплотнения, состоящие из сальников 24, шайб .23, колец 22 и гаек 21
На ползуне 19, используемом для включения и выключения переднего моста, имеются две выемки разной глубины под- сухари блокировочного устройства. На ползуне 20, который вы ключает прямую или понижающую передачу, сделаны три выемки под cyxари: левая соответствует включению прямой передачи, средняя — нейтральному положению и правая — включению понижающей передачи. Между левой и средней выемками есть лыска. Положение сухарей на соответствует выключенному передтму мосту. При этом ползун 20 может перемещаться из нейтрального положении в положение, соответствующее включенной прямой передаче, Благодари наличию на ползуне лыски между выемками сухари не препятствуют этому перемещению. Дальнейшее же перемещение ползуна 20 невозможно, так как сухари сжав пружину, упрутся один в другой и будут препятствовать движению
При включении переднего моста на против сухарей установится, глубокая выемка ползуна 19 Сухари при перемещении ползуна 20 не будут перемещении друг в друга, и включение понижающей передачи станет возможным. При этом выключить передний мост будет невозможно, не выключив предварительно понижающую передачу.
2. Поясните, через какие детали передается крутящий момент от маховика на ведомый вал коробки передач при включенной понижающей передачи в делителе и передаче заднего хода в коробке автомобиля Камаз-5410