В соответствии с «Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте» к 2011 г. перевозочная деятельность ОАО «РЖД» была отделена от инфраструктурной, а перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых прекращено.
В 1999-2009 гг. проводя индексацию тарифов на грузовые перевозки, Правительство РФ закладывало перекрестное субсидирование, однако, на 2011 г. индексация тарифов произведена уже без учета нужд пригородного комплекса, а Минтранс и Минфин должны были предусмотреть финансирование с целью поддержки субъектов, чтобы обеспечить их полное участие в работе пригородных перевозок.
Пригородный пассажирский комплекс ДФО на начало 2011 г. представлен следующей структурой: с 2011 г. ППК ОАО «Экспресс Приморья» в качестве перевозчика распространяет свою деятельность на Хабаровский и Приморский край, Амурскую, Сахалинскую область и ЕАО. ОАО «РЖД» является владельцем инфраструктуры, мотор-вагонного подвижного состава и ремонтных мощностей. Данная структура пригородного комплекса не может быть признана удовлетворительной по ряду причин.
Единственной пригородной пассажирской компанией (далее – ППК) в Дальневосточном Регионе является ОАО «Экспресс Приморья», на долю которой приходится 83 % рынка пригородных перевозок.
Главным недостатком функционирования ППК ОАО «Экспресс Приморья» на территории ДФО является отсутствие в составе ее учредителей Хабаровского края, Амурской области и ЕАО. Это значит, что названные регионы не смогут полноценно влиять на производственно-хозяйственную деятельность компании, участвовать в ее управлении, получать налоговые отчисления.
Основным препятствием жизнеспособности ППК является отсутствие в их собственности производственных мощностей. В сложившемся положении пригородные пассажирские компании не могут существенно повлиять на уровень своих издержек, поэтому они нацелены только на получение компенсаций со стороны региональных органов власти. ОАО «РЖД» не передает имущество, чтобы минимизировать риски его потери на начальном этапе функционирования ППК.
Для выведения пригородного пассажирского комплекса ДФО на безубыточный уровень функционирования стоит внести корректировки в проект постановления правительства и «Правила компенсации потери доходов от регулирования деятельности инфраструктуры в пригородных перевозках». Это позволит оперативно получать средства из федерального бюджета, и уменьшать расходы на пригородные перевозки.
Стоит компенсировать потери в доходах от пригородных перевозок в размере от 10 до15 млрд руб. Деньги позволят фактически обнулить убытки по инфраструктуре, и снизить объём расходов на достижение безубыточности пригородных перевозок.
Ставка инфраструктуры – это более 50% расходов пригородного пассажирского комплекса ДФО. При уменьшении расходов на инфраструктуру, можно будет снизить тарифы на пассажирские перевозки, что положительно отразится на пассажирообороте и количестве перевезенных пассажиров в целом. По ДФО. На 2012 год убыточность пригородного пассажирского комплекса ДФО оценивается в 6,41млрд.руб. Если уменьшить расходы на инфраструктуру, то сумма уменьшится в 1.5-2 раза, позволяя Субъектам РФ покрыть убытки из бюджета.
Своевременное внесение средств в пригородный пассажирский комплекс позволит не только покрыть убытки, но и усовершенствовать инфраструктуру, заменить устаревшие подвижные составы, отремонтировать железнодорожную колею, здания и сооружения, организовать новые маршруты для увеличения пассажирооборота и получения дополнительной прибыли, что, в свою очередь повысит конкурентоспособность.
Также безубыточность пригородных пассажирских перевозок может быть достигнута при выделении их в самостоятельный вид бизнеса, т.е. путём образования акционерных компаний.
Наиболее целесообразно оставить ОАО «Экспресс Приморья» только свой регион, создать ОАО «Амур Экспресс» с участием правительства Хабаровского края, Амурской области и ЕАО и пассажирскую компанию в Сахалинской области – ОАО «ППК Сахалин»
Схема безубыточного функционирования пригородного пассажирского комплекса представлена на рис. 4.1
Рис 4.1 - Схема безубыточного функционирования пригородного пассажирского комплекса
Взаимодействие ППК и ОАО «РЖД» осуществляется на основе двух договоров.
- Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров. Договор определяет порядок калькулирования и возмещения расходов ОАО «РЖД» на содержание железнодорожной инфраструктуры в части пассажирских перевозок, включая железнодорожные вокзалы и посадочные платформы. Размер платежей за использование услуг инфраструктуры в пригородном сообщении рассчитывается на основании Приказа ФСТ России от 28 октября 2010 г. № 265-т/1.