В соответствии с выбранной стратегией расположения распределительной сеть может быть организована как централизованная структура (с единым крупным распределительным центром) и децентрализованная структура (с несколькими распределительными центрами).
В централизованной сети распределительный центр направляет товары, изготовленные предприятием-производителем, конечным или промежуточным потребителям в различные регионы страны (оптовым или мелкооптовым посредникам или непосредственно в розничную торговую сеть). Преимущество этого варианта состоит в том, что можно снизить запасы хранения на складе готовой продукции предприятия-производителя, отправляя сразу всю произведенную продукцию в распределительные центры. Недостатки этого варианта – большие транспортные расходы на доставку товаров многочисленным потребителям – заказчикам товаров.
При децентрализованной распределительной системе общие материальные запасы и стоимость нескольких распределительных центров будут выше, чем в предыдущем варианте. Однако стоимость доставки товаров потребителям будет меньше благодаря тому, что распределительные центры находятся на территории товарных рынков, вблизи потребителей. Кроме этого, локальным распределительным центрам легче изучать свои региональные рынки, и они могут гибко реагировать на ситуацию на этих рынках. Вместе с тем, на небольших региональных складах сложно добиться такой же низкой себестоимости переработки грузов, как на крупном автоматизированном распределительном центре, что можно наблюдать в централизованной системе организации товаропроводящей сети.
Расходы на оформление заказов централизованной распределительной системе могут быть большими и снижаться при увеличении числа распределительных центров, так как при условии расположения складов в разных регионах и приближения их к клиентам связи с потребителями могут быть более оперативными и дешевыми.
При создании разветвленной децентрализованной системы распределения с отдельными складами в разных регионах роль центрального распределительного склада, собственно говоря, играет склад готовой продукции предприятия-производителя. В этой системе расходы на складирование и переработку грузом могут возрастать, а стоимость транспортировки грузов и оформления заказов – снижаться. Доставка грузов в другие районы на свои распределительные склады оказывается более дешевой из-за сравнительно небольшого количества этих складов.
Задаче определения количества складов в регионе уделено много внимания в работах зарубежных и отечественных специалистов. Так, в ряде изданий приводятся графики для отдельных составляющих и обобщенных логистических издержек от количества складов (рис.1.1). Наличие указанных выше противоречивых тенденций приводит к тому, что зависимость общих затрат на функционирование системы распределения от количества складов имеет параболический характер с явно выраженным оптимумом. К сожалению, отсутствие соответствующих формул и количественных характеристик не позволяет проводить необходимые расчеты; т.е. вышеуказанные зависимости носят качественный характер, основанный на логике и здравом смысле.
Рассмотрим итерационный алгоритм поиска координат на примере 2-х складов.
Первый этап. Выбираются координаты первого и второго складов, затем решается транспортная задача при наличии m поставщиков и 2-х потребителей (склады).
Второй этап. Вновь решается транспортная задача, но при условии 2-х поставщиков (склады) и n потребителей.
Рис. 1.1. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества складов (1 - совокупные затраты; 2 - затраты на хранение запасов, эксплуатацию складов и на управление системой распределения; 3 - общие затраты по доставке товаров; 4 - потери из-за удаленности склада от потребителя)
Третий этап. Результаты расчетов транспортной работы для первого и второго этапа суммируются и фиксируются в качестве первого приближения.
Четвертый этап. По выбранному правилу меняются координаты складов и повторяются расчеты первого – третьего этапов. Поиск вариантов координат складов прекращается в случае, когда разница величин транспортной работы двух последовательных итераций становится меньше заданной величины.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) на величину транспортных расходов сильное влияние оказывает не только количество складов в распределительной сети, но и их пространственное расположение относительно поставщиков и потребителей;
2) величина транспортных расходов сильно возрастает при мелкопартионной отправке товаров со складов потребителям малотоннажным подвижным составом;