Рис.1.6. Схема системы впрыска Motronic MED7
1. топливный бак
2. топливный насос
3. топливный фильтр
4. перепускной клапан
5. регулятор давления топлива
6. топливный насос высокого давления
7. трубопровод высокого давления
8. распределительный трубопровод
9. датчик высокого давления
10. предохранительный клапан
11. форсунки впрыска
12. адсорбер
13. электромагнитный запорный клапан продувки адсорбера
Система впрыска Motronic относится к системам впрыска топлива бензиновых двигателей и является объединенной системой впрыска и зажигания. В данной системе управление системой впрыска и системой зажигания осуществляется совместно.
Системы объединенного электронного управления впрыском (смесеобразованием) и зажиганием имеют следующие преимущества: совмещение функций агрегатов и датчиков позволяет сократить их число; процессы зажигания и смесеобразования оптимизируются совместно, при этом улучшаются характеристики крутящего момента, расхода топлива, состава отработавших газов, облегчается пуск и прогрев холодного двигателя; открываются большие возможности для выполнения других функций: управление автоматической коробкой передач, противобуксовочной системой ведущих колес, антиблокировочной тормозной системой, кондиционером, противоугонным устройством и т.п.
Motronic — название системы управления двигателем, объединяющей функции разомкнутого и замкнутого контуров управления бензиновым двигателем в одном электронном блоке управления. Первая система Motronic была запущена в серию фирмой Bosch в 1979 г. Она в основном выполняла функции электронного впрыскивания топлива и электронного зажигания. С развитием микроэлектроники эффективность системы Motronic все больше возрастала. Шаг за шагом объем функций адаптировался к актуальным требованиям развития двигателей и за счет этого повышалась сложность системы Motronic.
Вначале система Motronic, из-за высокой стоимости, использовалась только в автомобилях высшего класса. Но в связи с требованиями норм по снижению токсичности ОГ эта система получила большое распространение. В настоящее время в новых разработках двигателей используются только системы Motronic от фирмы Bosch.
Система Motronic имеет следующее общее устройство:
· входные датчики;
· электронный блок управления;
· система впрыска;
· система зажигания.
Входные датчики фиксируют текущее состояние работы двигателя.
Различают следующие входные датчики:
· датчик углового положения коленчатого вала;
· датчик частоты вращения коленчатого вала;
· датчик объема воздуха;
· датчик температуры воздуха;
· датчик температуры охлаждающей жидкости;
· датчик напряжения аккумуляторной батареи;
· датчик положения дроссельной заслонки;
· кислородный датчик;
· и другие.
Электронный блок управления служит для преобразования сигналов датчиков в управляющие сигналы системам впрыска и зажигания. В электронный блок управления входят:
· аналогово-цифровой преобразователь;
· микропроцессор;
· блок постоянной памяти;
· блок оперативной памяти;
· усилитель.
Cистема Motronic может включать различные системы впрыска:
· Mono-Jetronic;
· KE-Jetronic;
· L-Jetronic;
· и другие.
Система Motronic вследствие повышающихся требований к системам автомобиля постоянно совершенствуется. В настоящее время существуют следующие варианты системы Motronic:
•M-Motronic с описанными ранее основными и дополнительными функциями;
•ME-Motronic — на базе M-Motronic с дополнительно интегрированной в нее системой EGAS (электронно-управляемая педаль газа);