Характеристики состояния якорной цепи в процессе съёмки судна с якоря являются основными промежуточными параметрами, позволяющими осуществить построение нагрузочных диаграмм электропривода. Обычно используются упрощенные графические диаграммы зависимостей усилий на цепной звездочке в функции длины якорной цепи (рис. 5.3, 5.4).

Момент на звездочке определяется произведением усилия на звездочке на её радиус

Мзв1==4140 Н*м

Мзв2==5568,52 Н*м

Мзв3==3097 Н*м

Мзв4==1235,7 Н*м

Мзв5==7205,1 Н*м

Мзв6==2471,5 Н*м

где Тзi – текущее значение усилия натяжения на звездочке, Н;

Dз – диаметр цепной звездочки, м: диаметр пятикулачковой звездочки, чаще всего применяемой на якорных устройствах речных судов, может быть определён по формуле

Dз = 13,7∙d=13,7*0,025=0,34м

где d – калибр цепи, мм.

Момент на валу электродвигателя определяется известным из механики уравнением

M1==34,7 Н*м

M2==46,7 Н*м

M3==26 Н*м

M4==10,3 Н*м

M5==60,5 Н*м

M6==20,7 Н*м

где i – передаточное число редуктора;

ηмех – механический коэффициент полезного действия передачи.

Для предварительной оценки передаточного числа задаются скоростью выбирания якорной цепи и частотой вращения электродвигателя.

i==142

где n’ном = 670 ÷ 1400 – ориентировочное значение номинальной частоты вращения электродвигателя, об/мин;

V – скорость выбирания якорной цепи, м/с: согласно требованиям российского Речного Регистра должна быть больше 0,12 м/с и при практических расчетах принимается в пределах (0,14 ÷ 0,17) м/с.

Полученное значение передаточного числа уточняют по справочнику.

i=170

Механический коэффициент полезного действия якорно-швартовых механизмов обычно находится в пределах ηмех = 0,7 ÷ 0,75.

Используя данные уравнения получают граничные значения моментов на валу двигателя в процессе съемки судна с якоря.

При построении нагрузочных диаграмм (для якорных механизмов это зависимость момента на валу исполнительного электродвигателя от длины якорной цепи) в масштабе по оси ординат откладывают рассчитанные значения моментов, по оси абсцисс длину выбираемой на каждой стадии якорной цепи.

Нагрузочная диаграмма якорного электропривода при съемке судна с якоря.

Нагрузочная диаграмма якорного электропривода при одновременном поднятии двух якорей.