Характеристики состояния якорной цепи в процессе съёмки судна с якоря являются основными промежуточными параметрами, позволяющими осуществить построение нагрузочных диаграмм электропривода. Обычно используются упрощенные графические диаграммы зависимостей усилий на цепной звездочке в функции длины якорной цепи (рис. 5.3, 5.4).
Момент на звездочке определяется произведением усилия на звездочке на её радиус
Мзв1==4140 Н*м
Мзв2==5568,52 Н*м
Мзв3==3097 Н*м
Мзв4==1235,7 Н*м
Мзв5==7205,1 Н*м
Мзв6==2471,5 Н*м
где Тзi – текущее значение усилия натяжения на звездочке, Н;
Dз – диаметр цепной звездочки, м: диаметр пятикулачковой звездочки, чаще всего применяемой на якорных устройствах речных судов, может быть определён по формуле
Dз = 13,7∙d=13,7*0,025=0,34м
где d – калибр цепи, мм.
Момент на валу электродвигателя определяется известным из механики уравнением
M1==34,7 Н*м
M2==46,7 Н*м
M3==26 Н*м
M4==10,3 Н*м
M5==60,5 Н*м
M6==20,7 Н*м
где i – передаточное число редуктора;
ηмех – механический коэффициент полезного действия передачи.
Для предварительной оценки передаточного числа задаются скоростью выбирания якорной цепи и частотой вращения электродвигателя.
i==142
где n’ном = 670 ÷ 1400 – ориентировочное значение номинальной частоты вращения электродвигателя, об/мин;
V – скорость выбирания якорной цепи, м/с: согласно требованиям российского Речного Регистра должна быть больше 0,12 м/с и при практических расчетах принимается в пределах (0,14 ÷ 0,17) м/с.
Полученное значение передаточного числа уточняют по справочнику.
i=170
Механический коэффициент полезного действия якорно-швартовых механизмов обычно находится в пределах ηмех = 0,7 ÷ 0,75.
Используя данные уравнения получают граничные значения моментов на валу двигателя в процессе съемки судна с якоря.
При построении нагрузочных диаграмм (для якорных механизмов это зависимость момента на валу исполнительного электродвигателя от длины якорной цепи) в масштабе по оси ординат откладывают рассчитанные значения моментов, по оси абсцисс длину выбираемой на каждой стадии якорной цепи.
Нагрузочная диаграмма якорного электропривода при съемке судна с якоря.
Нагрузочная диаграмма якорного электропривода при одновременном поднятии двух якорей.