В качестве определяющего размера крестовины принят размер между торцами шипов Н, через который выражены все другие размеры крестовины типового карданного шарнира: диаметр шипа dш, длина шипа lш, расстояние от оси крестовины до середины шипа R:
dш=0,229*Н | |
lш = 0,169*Н |
(3.5.1) |
R=0,411*Н |
Н=7,3* (К*Мmax)⅓ (3.5.2)
где Мmax – наибольший вращающий момент, передаваемый карданным валом, (2410 Нм).
К – коэффициент нагрузки (для автомобилей с бензиновыми двигателями К=1).
Н=7,3*(1*2410)⅓= 97,8 мм | |
dш=0,229*97,8 = 22,4 = 23 мм | |
lш = 0,169*97,8 = 16,53 мм | |
R=0,411*97,8 = 40,2 мм |
По размерам шипа крестовины определяют размеры деталей игольчатых подшипников карданного шарнира. В этих подшипниках в качестве тел качения используются иглы, длина которых принимается равной длине шипа крестовины, а диаметр определяется по соотношению
δ= (0,05-0,1)*dш (3.5.3)
принимаю δ=0,1*dш
δ=0,1*23= 2,3
Подсчитанный диаметр иглы не соответствует ГОСТ 6870-81 «Подшипники качения. Ролики игольчатые. Технические условия» [5], поэтому выбираю δ= 2,5 мм.
Необходимое число игл в подшипнике предварительно определяется по формуле
Z'=π(dш/δ+1) (3.5.4)
Z'=3,14*((23/2,5)+1)= 32,2
Окончательно в подшипнике принимается целое число игл Z (Z=33). При этом обязательно должно соблюдаться условие
Z' –Z=0,4÷0,8 (3.5.5)
Z' –Z=33-32,2=0,8 - условие выполняется.