В транспортных установках с установившимся движением грузов тяговое усилие расходуется на преодоление сопротивлений, возникающих при перемещении грузов по прямому горизонтальному пути, и на подъем груза при наличии разных уровней в начале и конце пути.
Рис. 1. Силы, действующие на груз при движении по горизонтальной выработке: а — волоком; б — на колесах; в — конвейером
При перемещении сосредоточенного груза скольжением по почве горизонтальной выработки (рис. 1, а) сила тяги:
F=G f, Н
где G—вес груза, Н;
f—коэффициент трения скольжения.
При перемещении сосредоточенного груза качением по рельсам или почве выработок (рис. 1, б) сила тяги:
F=G ω, Н
где ω — коэффициент ходового сопротивления.
Коэффициенты трения скольжения и ходового сопротивления (Н/Н) определяются из отношения:
f=ω=F/G=W/R,
т. е. равны отношению силы тяги F к весу груза G или отношению основных сопротивлений W к нормальной реакции силы R Однако физическая сущность f и ω различна. При скольжении коэффициент трения зависит от состояния трущихся поверхностей, а при колесном ходе коэффициент ходового сопротивления зависит от типа колес и дорожного полотна, диаметра колес и осей, типа смазки и подшипников и т. д. Коэффициенты ходового сопротивления и трения определяются экспериментально. В том случае, если ω имеет размерность Н/кН, его называют удельным ходовым сопротивлением.
При перемещении распределенного по длине груза качением (рис. 1, в) сила тяги:
F= q L ω ,Н
где q—вес груза, приходящийся на 1 м грузонесущего органа, Н/м;
L—длина ветви, м.
Сила тяги при установившемся движении груза по наклонной выработке с углом β будет зависеть от направления движения.
При движении вверх (рис. 2, а) вес G разложим на составляющие — продольную Т и нормальную N. Пользуясь правилом теоретической механики, по которому сумма проекции всех сил на траекторию движения равна нулю (положительные силы направлены в сторону движения груза), составим уравнение
F—T—W=0, отсюда
F= W+T = ωN + G sinβ = ωGcosβ+ + G sinβ = G (ω cos β + sin β).
Рис. 2. Силы, действующие на груз при движении по наклонной выработке: а — на колесах вверх; б — на колесах вниз; в — конвейером
При движении вниз (рис. 2, б) уравнение равновесия сил
F+ T—W= 0, откуда F= G (ω cosβ — sin β).
Объединяя оба случая вместе, имеем (Н)
F= G (ω cosβ ± sin β)
где + (плюс) соответствует подъему груза, а – (минус) — спуску.
Для равномерно распределенного по длине груза (рис. 2, в) сила тяги (Н)
F= qL (ω cosβ ± sin β)
В том случае, если наклон выработки незначителен (β<6°), cosβ≈1, sinβ≈tg β=h/L=i, поэтому для установок с сосредоточенным грузом (Н)
F= G (ω cosβ ± i)
для установки с распределенным по длине грузом (Н)
F= qL (ω cosβ ± i)
где i— уклон пути в выработке.
Об одинаковом физическом смысле коэффициента ходового сопротивления ω и сопротивления от уклона пути i можно сделать вывод из следующего расчета.
При установившемся движении сосредоточенного груза по наклону вниз F=0; так как G не равно 0, следовательно, ω cosβ — sin β =0.