Паровоз ФД был создан в конце первой пятилетки, когда бурный рост советской промышленности требовал от железнодорожников повышения провозной способности железных дорог. В новом паровозе были реализованы три основных замысла: максимальное использование существующей железнодорожной сети без коренной реконструкции, применение винтовой сцепки, повышение скорости и веса товарных поездов. Паровоз ФД был первым советским паровозом, который был спроектирован с осевой нагрузкой 20 тс (против 18 тс, как у паровозов Э и СО). Его сцепной вес достигал 104 т — самый высокий среди всех серийных советских паровозов (паровозы со сцепной массой 115—160 т (УУ, АА, ОР23, П38 и другие) так и остались опытными). Благодаря этому сила тяги паровоза ФД составляла 21 200 кгс (расчётная — 23 300 кгс). Мощность паровоза ФД на скорости 30 км/ч составляла 3000 л. с. — вдвое больше, чем у паровоза Э. Сравнение характеристик паровоза ФД с некоторыми другими советскими локомотивами приведено в таблице 2.
Таблица 2. Сравнение характеристик паровоза ФД с некоторыми другими советскими локомотивами
Серия |
Сцепной вес, т |
Расчётная сила тяги, кгс |
Расчётная скорость, км/ч |
Паровозы | |||
ФД |
101—104 |
21 200—23 300 |
23 |
Э |
81—83 |
18 100—19 000 |
13—16 |
СО |
87 |
19 900 |
20 |
ЛВ*1 |
90—98 |
21 300 |
23 |
Тепловозы | |||
ТЭ1 |
123,9 |
16 000 |
12 |
ТЭ2 |
170 |
22 000 |
17 |
ТЭ3*2 |
126 |
20 200 |
20 |
М62 |
116 |
20 000 |
20 |
Электровозы | |||
ВЛ19 |
117 |
20 000 |
37 |
ВЛ22м*3 |
132 |
23 900 |
36,1 |
Примечания: *1 — с включённым увеличителем сцепления. *2 — данные для одной секции. *3 — данные для электровозов с передаточным числом редуктора 4,46. |
Но высокий сцепной вес был и одним из основных недостатков ФД. Паровоз не мог эксплуатироваться почти на трети железных дорог страны, а после окончания войны — на большинстве магистральных железных дорог (восстановленные железнодорожные пути допускали обращение локомотивов с осевыми нагрузками не выше 18 тс). В 1956 году на железных дорогах СССР был начат массовый переход на тепловозную и электровозную тягу, а существующие паровозы направляли для работы на второстепенные пути, либо на манёвры. Но паровозы ФД, из-за высоких осевых нагрузок, для этой службы уже не подходили, поэтому их переводили в резерв, либо исключали из локомотивного парка.