Рисунок 6 — Схема привлечения и эффективного использования
ресурсов АТП
Таблица 1
Структура оборотных активов предприятий транспорта, %
Наименование |
2004 |
2005 |
2006 |
Запасы, в том числе — сырье и материалы — незавершенное производство — расходы будущих периодов — готовая продукция — товары отгруженные |
19,8 16,4 0,7 1,8 0,9 0,0 |
20,2 15,8 0,5 2,3 1,1 0,5 |
18,6 14,8 0,4 3,0 1,3 0,1 |
Краткосрочные финансовые вложения |
3,5 |
3,7 |
4,6 |
Денежные средства |
8,0 |
9,4 |
9,2 |
Система расчетов предприятий с поставщиками и потребителями важна для финансового состояния и устойчивости. В таблице 2 представлено состояние взаиморасчетов предприятий как в целом по экономике, так и транспортных предприятий. В структуре просроченной кредиторской задолженности предприятий транспорта большую часть занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками (20,5 млрд. руб., или 42,8%). Превышение кредиторской задолженности составляет 57 млрд. руб., просроченной — 3,2 млрд. руб. В структуре просроченной дебиторской задолженности наибольший удельный вес составляет задолженность покупателей — 72%. Просроченная задолженность по зарплате за три рассматриваемых года снизилась с 842 до 266 млн. руб.
Таблица 2
Состояние взаиморасчетов в организациях в 2006 г., млрд. руб.
Показатель |
Кредиторская задолженность |
Дебиторская задолженность | ||
текущая |
просроченная |
текущая |
просроченная | |
Задолженность организаций: всего по видам экономической деятельности транспорт |
14969,1 493,2 |
889,3 48,2 |
7871,2 436,2 |
1039,9 51,4 |
В целом по транспорту удельный вес убыточных предприятий за последние три года сократился и составляет около 40%. Причем наибольшее количество убыточных предприятий относится к сфере городского электрического транспорта (рисунок 7). Рентабельность услуг на транспорте в 2006 году составила 10,5%. Низкое значение рентабельности связано с высоким удельным весом непроизводственных расходов в структуре себестоимости (рисунок 8).
Рисунок 7 — Удельный вес убыточных организаций транспорта, %
Рисунок 8 — Удельный вес убыточных организаций транспорта, %
Ресурсы АТП, можно выделить основные проблемы, связанные с эффективностью их использования и управлением предприятиями. К ним относятся недостаток инвестиций в основной капитал и связанный с этим высокий уровень износа ОПФ, высокая текучесть кадров и слабая система расчетов, что сказывается нанизкой рентабельности предприятий и все еще значительном количестве убыточных среди них [5].