Для определения ситуации на железнодорожном транспорте необходимо рассмотреть цели, задачи, итоги и этапы реформирования на железнодорожном транспорте в целом.
Процесс структурного реформирования железнодорожного транспорта начат в соответствии с его Программой. В связи с большим объемом работ, было принято решение проводить его поэтапно:
- Первый этап – 2001-2002 гг.;
- Второй этап – 2003-2005 гг.;
- Третий этап – 2006-2010 гг.
Первый этап предполагал выполнение подготовительных работ, остальные – непосредственную реализацию декларированных положений.
При разработке Программы структурной реформы основное внимание уделялось пассажирскому комплексу дальнего и пригородного сообщения, что обусловлено их социальным значением.
Второй этап был посвящен проблемам пассажирского комплекса дальнего следования. Ввиду невыполнения поставленных задач, третий этап также заполнили проблемы дальнего сообщения. Задачи были выполнены в 2010 году, после четырех переносов «на потом».
Основные задачи первого этапа реформирования:
1 Разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО "Российские железные дороги".
2 Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Итоги первого этапа реформы:
- реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций железнодорожного транспорта;
- проведение инвентаризации земли и имущества предприятий железнодорожного транспорта;
- приведение, в соответствии с основными принципами гражданского законодательства Российской Федерации, документы, регламентирующие работу отрасли;
Основные задачи второго этапа реформирования:
1 Создание ДЗО ОАО "РЖД", осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности (грузовые перевозки, пригородные пассажирские перевозки, сервисные предприятия, машиностроение, телекоммуникации, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта);
Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок;
3 Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
Итоги второго этапа:
В течение 2004-2005 гг. советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ, в том числе по сферам деятельности:
- производство и капитальный ремонт путевой техники;
- производство средств железнодорожной автоматики и телемеханики;
- капитальное строительство и проектно-изыскательские работы;
- ремонт грузовых вагонов;
- научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы;
- контейнерные грузовые перевозки;
- перевозки грузов изотермическим подвижным составом;
- пригородные пассажирские перевозки.
Задачи третьего этапа реформы на железнодорожном транспорте:
1 Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок.
2 Переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.
3 Создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании.
4 Формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов Российской Федерации.
5 Продажа акций дочерних обществ ОАО "РЖД" частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру".
Рассмотрим итоги третьего этапа реформы:
- Обеспечено формирование конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами путем создания дочерних общесетевых ("Первая грузовая компания", "Вторая грузовая компания") и специализированных (Трансконтейнер", "Рефсервис", "Русская Тройка", "РейлТрансАвто") операторских компаний и полного вывода из ОАО "РЖД" парка грузовых вагонов посредством его передачи в капитал дочерних операторов и продажи (до 70 тыс. вагонов) иным собственникам подвижного состава;
- Создана Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами;
- Практически завершена работа по созданию на полигоне железных дорог пригородных пассажирских компаний, в том числе с участием субъектов Российской Федерации (по состоянию на 2010 г. создано 22 компании);
- Проведена масштабная работа по созданию дочерних обществ в сферах пассажирских перевозок, оперирования грузовыми вагонами, ремонта подвижного состава, промышленного производства, изготовления материалов верхнего строения пути, санаторно-курортного обслуживания (начиная с 2004 г. по состоянию на 2010 г создано 75 дочерних обществ).