- Осуществлены мероприятия по продаже акций дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе: 15% и далее 30% (в рамках публичного размещения) акций ОАО "Трансконтейнер", 50%-1 акция ОАО "Росжелдорпроект", 50%-2 акции ОАО "Элтеза". Утвержден план продажи акций 54 дочерних обществ на период 2010-2012 гг., в результате чего будут привлечены дополнительные инвестиции в отрасль в размере более 156 млрд рублей.
- Разработана Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, определяющая стратегические цели, основные направления развития государственной политики в отношении грузовых железнодорожных перевозок и развития инфраструктуры, целевое состояние рынка оперирования подвижным составом и грузовых железнодорожных перевозок и принципы взаимодействия его основных участников; основные направления совершенствования тарифной системы и нормативной правовой базы деятельности железнодорожного транспорта.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, надлежало образовать специализированные перевозочные компании по пригородным перевозкам, для которых этот вид деятельности будет основным и главным. Программой было предусмотрено, что компаниям на праве собственности будут принадлежать моторванонный подвижной состав, депо, вокзалы с преимущественно пригородным движением. При этом предполагалось, что эти компании будут частично или полностью принадлежать Субъектам РФ и (или) муниципальным властям. Вместе с тем, вводилось разделение учета доходов и затрат по видам деятельности. В то же время ключевая роль по организации пригородного сообщения от «федерального железнодорожного транспорта» передавалась на региональный уровень вместе с полномочиями по регулированию тарифов. Органам законодательной и исполнительной власти «рекомендовалось» обеспечить полную компенсацию убытков от пригородных перевозок пассажиров. В указанной Программе также записано: «В случае, когда из регионального бюджета не выделяются средства на возмещение соответствующей части убытков пассажирской компании, тарифы должны устанавливаться на уровне не меньшем, чем экономически обоснованные затраты». На завершающем этапе реформирования допускалась продажа лицензий на осуществление пригородных перевозок в течение определенного срока действия (франшиз).
В результате реформирования пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта произошло организационное разделение перевозочной и инфраструктурной деятельности: создано 26 ППК, осуществляющих перевозки в 73 субъектах РФ.
Цели и задачи реформирования пригородного пассажирского комплекса:
В сфере формирования объема перевозок и транспортной работы перевозчиков:
- Поддержать инициативу ОАО «РЖД» о скорейшем принятии проекта федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»;
- Определить обязанность региона формировать и согласовывать с перевозчиком объемы перевозок.
В сфере пресечения безбилетного проезда пассажиров:
- Поддержать инициативу ОАО «РЖД» о скорейшем внесении изменений в КоАП РФ и Устав железнодорожного транспорта, закрепляющих ответственность пассажиров за безбилетный проезд.
В сфере регулирования тарифов на перевозки:
- На федеральном уровне разработать и утвердить методику определения выпадающих доходов перевозчиков, в т.ч. экономически обоснованного уровня тарифов;
- На региональном уровне принять нормативные акты, регламентирующие процедуру тарифного регулирования в сфере пригородных перевозок.
В сфере совершенствования Тарифного руководства № 10-02 на услуги инфраструктуры:
- Распространить на долгосрочную перспективу субсидирование инфраструктурных расходов ППК;
- Детализировать перечень работ и услуг, расходы на которые учтены в инфраструктурном тарифе;
- В долгосрочной перспективе рассмотреть вопрос о дифференциации тарифа, отражающей себестоимость услуг, связанных непосредственно с предоставлением права на использование инфраструктуры.