В то же время темпы роста себестоимости перевозок постоянно повышаются, а размер дотаций от региональных органов власти на сдерживание тарифов не достигает и 20 %. Частично компенсируют выпадающие доходы только Хабаровский край (33 %) и Амурская область (40 %). Приморский край и Еврейская автономная область отказываются компенсировать убытки железнодорожного транспорта, возникающие в результате государственного регулирования тарифов, таким образом, ОАО «РЖД» вынуждено дотировать данный вид деятельности за счет собственного финансового результата.
Стоит внести корректировки в проект постановления правительства и «Правила компенсации потери доходов от регулирования деятельности инфраструктуры в пригородных перевозках». Это позволит оперативно получать средства из федерального бюджета, и уменьшать расходы на пригородные перевозки.
Компенсация потерь в доходах от пригородных перевозок в размере от 10 до 15 млрд.руб., позволит фактически обнулить убытки по инфраструктуре, и снизить объём расходов на достижение безубыточности пригородных перевозок.
При уменьшении расходов на инфраструктуру, можно будет снизить тарифы на пассажирские перевозки, что положительно отразится на пассажирообороте и количестве перевезенных пассажиров в целом. По ДФО. На 2012 год убыточность пригородного пассажирского комплекса ДФО оценивается в 6,41млрд.руб. Если уменьшить расходы на инфраструктуру, то сумма уменьшится в 1.5-2 раза, позволяя Субъектам РФ покрыть убытки из бюджета.
Своевременное внесение средств в пригородный пассажирский комплекс позволит не только покрыть убытки, но и усовершенствовать инфраструктуру, заменить устаревшие подвижные составы, отремонтировать железнодорожную колею, здания и сооружения, организовать новые маршруты для увеличения пассажирооборота и получения дополнительной прибыли, что, в свою очередь повысит конкурентоспособность.
Наибольший удельный вес в структуре пассажирооборота и отправленных пассажиров приходится на категорию - платные пассажиры, наименьший - военнослужащие. По структуре средней дальности наибольший удельный вес приходится на категорию - военнослужащие (38 %), наименьший – федеральные льготники (10%).
На Дальневосточной железной дороге в период с 2009 – 2012 гг. наблюдается тенденция снижения доходов, увеличения расходов, откуда следует снижение финансового результата.
В дипломное проекте был произведен расчет себестоимости методом единичных расходных ставок и выявил снижение себестоимости на 10 пасс.-км. при увеличении составности вагона. В 6 вагонном составе себестоимость составит 22,80 рублей.
Также был произведен расчет коэффициента влияния населенности вагона на себестоимость перевозок и эксплуатационные расходы, связанные с пассажирскими перевозками. Снижение составило 29% при населенности вагона 29 чел/ваг. Уменьшение себестоимости перевозок снизит тариф на перевозки и положительно отразится на показателях пригородных пассажирских перевозок.
Одним из главных пунктов моей исследовательской работы выступил расчет экономической эффективности организации новых маршрутов «Хабаровск-Бикин», «Гродеково-Суйфэньхэ» и скоростного поезда «Дезиро». Курсирующего между г. Владивосток и его аэропортом. Был рассчитан финансовый результат от организации новых маршрутов. Для маршрута «Хабаровск-Бикин» он был положительным и составил 61127,55 тыс.руб, ввиду низкой себестоимости, частоты его использования (множество жителей Хабаровска уезжают на заработки в Бикин) и перспективы контроля за безбилетным проездом пассажиров. Маршрут «Гродеково-Суйфэньхэ» в расчетах является убыточным, но удовлетворяет потребность населения в поездках за границу, улучшает показатели работы пригородного пассажирского комплекса. Сумма убытка составляет 184041,90 тыс.руб. ввиду высокой себестоимости использования тепловозной тяги.