Важное место в экономике России занимают пригородные пассажирские перевозки. Население активно пользуется пригородным сообщением в качестве способа перемещения на короткие расстояния. Тарифы на пригородные поезда ниже, чем на автобусные, и поездка на поезде обходится дешевле, чем поездка на личном автомобиле.
Пригородное пассажирское сообщение является убыточным видом деятельности. Субъекты РФ, на чьей территории находится та, или иная пригородная пассажирская компания, не покрывает убытки от предоставления услуг населению. Отсутствие прибыли влечет за собой принятие решений об отмене маршрутов и предоставляет возможность конкурентам занять важный сегмент рынка.
Существует два основных конкурирующих вида транспорта в РФ: это железнодорожный и автобусный. С 1990 по настоящее время лидирует именно автобусный вид транспорта. Это обусловлено более низкими тарифами на поездку, что в свою очередь для компании, предоставляющей услуги, означает более низкую себестоимость.
Динамика изменения количества перевезенных пассажиров показала, что с 1990 г. по 2009 г. более 64% населения, предпочитавших поездки на железнодорожном транспорте, отказались от получения услуг ОАО «РЖД».
В ДФО железнодорожный транспорт лидирует в междугородном сообщении и занимает более 50% от общего количества перевезенных пассажиров, что составляет 61,2 тыс.чел в 2009 г., 60,9 тыс.чел в 2010 г. и 60,7 тыс.чел в 2011 г. Конкуренцию составляют автобусное и воздушное сообщение. Но железнодорожный транспорт комфортней для клиента, нежели автобусный и тарифы на перевозку ниже, чем в воздушном сообщении.
В пригородном сообщении в ДФО снова лидирует автобусное сообщение и занимает более 50% от рынка транспортных услуг. Железнодорожный транспорт занимает второе место, перевезя в 2009 г. 36,5 тыс.чел, и в 2010-2011 гг. 36,4 тыс.чел. Морской транспорт предпочитают около 1 тыс.чел., ввиду неудобства, специфичных маршрутов, большого времени поездки.
Рассматривая пассажирооборот по всем видам сообщения за 2009-2011 гг. можно сделать вывод, что воздушный вид транспорта имеет максимальные результаты, а именно 2943 млн.пасс.-км в 2009 г., 3966 млн.пасс.-км в 2010 г и 4561 млн.пасс.-км. Железнодорожный транспорт снова занимает второе место в 2009 г. и уходит на третье, начиная с 2010 г., освобождая позицию для автобусного транспорта. Причиной служит отмена поездов, повышение тарифов на перевозки, уменьшение средней дальности перевозок пассажиров в дальнем и пригородном сообщении. Устаревшие вагоны также влияют на снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Все больше людей отказываются от поездки в некомфортном вагоне и платят большие суммы за перелет воздушным транспортом. В пригородном сообщении также снижение пассажирооборота достигается путем отмены поездов, повышения тарифов на поездку.
На Дальневосточной железной дороге не преодолена тенденция падения объемных показателей пригородных пассажирских перевозок: в 2010 г. количество перевезённых пассажиров по сравнению с 2006 г. снизилось на 49 %, а пассажирооборот – на 65 %, выполненные вагоно-километры, характеризующие объем движения поездов, уменьшились на 35 %. Таким образом, падение величины пассажиропотока на протяжении 5 лет обусловлено сокращением, как маршрутной сети, так и составности поездов.