Маховик уменьшает неравномерность работы двигателя, выводит поршни из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места. Маховик изготовлен в виде массивного чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала болтами с гайками. При изготовлении маховик сбалансируется вместе с коленчатым валом.
Рисунок 1 Коленчатый вал ЗИЛ 4333
На рисунке 1 приведен полно опорный коленчатый вал двигателя автомобиля ЗИЛ-4333. Коленчатый вал этого двигателя выполнен по крестообразной схеме (если смотреть с торца вала). Первая и четвертая шатунные шейки коленчатого вала направлены в разные стороны и лежат в одной плоскости. Вторая и третья шейки направлены в разные стороны, лежат в одной плоскости, но перпендикулярной первой. Перекрытие шеек составляет 22мм (перекрытие шеек применяется для повышения жесткости и надежности коленчатого вала). Диаметр шатунной шейки 65,5 мм, а коренной 74 мм. Данный коленчатый вал состоит из следующих частей: коренные 7 и шатунные 3 шейки, щеки 8, противовесы 4, передний конец 1 и задний конец (хвостовик) с маслоотражателем 5, маслосгонной резьбой и фланцем 6 для крепления маховика 9.
Таблица№1 Дефектная карта
№ |
Дефект |
Номинальный размер, мм |
Допустимый для ремонта |
Допустимый без ремонта |
Заключение |
1 |
Изгиб вала |
Не более 0,03 |
Больше 0,05 |
Не более 0,05 |
Правят коленчатые валы статическим нагружением в холодном состоянии под прессом. |
2 |
Износ наружной поверхности фланца |
140+0.022 -0.018 |
Менее 139.8 |
139.8 |
Наплавка под слоем флюса |
3 |
Биение торцевой поверхности фланца |
0.1 |
Более 0.1 |
0.1 |
Проточить до размера не менее 9.5мм |
4 |
Биение шейки под шестерню и шкив коленчатого вала |
0.03 |
Более 0.05 |
0.05 |
Наплавка, нарезание новых канавок |
5 |
Износ шейки под шестерню и шкив коленчатого вала |
46+0.025 -0.050 |
Менее 45.92 |
45.92 |
Наплавить |
6 |
Износ отверстий под подшипник |
52+0.008 -0.040 |
Более 52.01 |
52.01 |
Наплавка, черновое точение, чистовое точение |
7 |
Износ отверстий под болты крепления маховика |
14+0.035 |
Более 14.06 |
14.06 |
Развернуть под ремонтный размер в сборе с маховиком |
8 |
Износ коренных шеек |
75-0.013 |
74.987 |
- |
Шлифовать до ремонтного размера, браковать при размере менее 73,98 мм |
9 |
Износ шатунных шеек |
65.5-0.13 |
65.487 |
- |
Шлифовать до ремонтного размера, браковать при размере менее 63.487 |
10 |
Сколы и трещины лобового размера и любого расположения |
- |
- |
- |
Браковать |
11 |
Износ торцевых поверхностей первой коренной шейки |
32+0.160 -0.075 |
- |
- |
Использовать заднюю шайбу упорного подшипника коленчатого вала ремонтного размера , Браковать при размере более 32.62 мм |
12 |
Износ торцевых поверхностей шатунных шеек |
58+0.12 |
- |
58.32 |
Браковать при размере более 58,32 |