Для выбора способов устранения возможных дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 4333 проанализируем различные способы восстановления деталей и остановимся на тех способах, которые являются наиболее приемлемы по следующим основаниям:
1) по технико – экономическим показателям. К ним относятся: удельный расход материала. Удельная трудоёмкость наращивания, подготовительно – заключительная обработка, коэффициенты производительности процесса, удельная себестоимость восстановления, показатель технико – экономической оценки, удельная энергоемкость.
2) по показателям физико – механический свойств. К ним относятся коэффициенты: износостойкости, выносливости, долговечности, сцепляемости, микротвердость.
Технические и технологические возможности различных способов восстановления коленчатых валов автомобиля ЗИЛ – 4333 и рекомендуемая область их применения приведены в характеристике способов восстановления деталей автомобилей.
Проанализировав вышеуказанную характеристику приходим к следующему заключению, что наиболее приемлемым способом восстановления для нашего коленчатого вала является наплавка под слоем флюса.
Основанием для выбора данного способа восстановления послужили следующие показатели:
1) вид основного материала изношенной детали:
- стал 45, HRC 52…62;
2) вид поверхности восстановления:
- наружное цилиндрическое;
3) материал покрытия:
- железнение;
4) минимально допустимый размер диаметра восстанавливаемой поверхности:
- наружный 44…45
- внутренний 250 мм
5) обеспечиваемая толщина:
- минимальная 1,5…20
- максимальная 3…4
6) сопряжения и посадки восстанавливаемой поверхности:
- подвижные и не подвижны.
7) виды нагрузки на восстанавливаемою поверхность:
- детали, работающие в условиях граничной смазки и больших нагрузок
8) виды нагрузок на восстанавливаемою поверхность:
- все виды нагрузок.
Таблица 2 Выбор рационального способа восстановления детали
№ |
Наименование дефекта |
Возможный способ устранения |
Принятый способ устранения |
1 |
Износ торцевой поверхности первой коренной шейки |
Использовать заднюю шайбу упорного подшипника коленчатого вала ремонтного размера |
Выбираем единственный способ, браковать при размере более 32.62 мм |
2 |
Сколы и трещины |
Возможности устранения нет |
Браковать |
3 |
Износ торцевых поверхностей шатунных шеек |
Возможности устранения нет |
Браковать |
4 |
Износ шатунных шеек |
Шлифовать до ремонтного размера |
Шлифовать до ремонтного размера, с установкой ремонтных вкладышей |
5 |
Износ коренных шеек |
Шлифовать до ремонтного размера |
Шлифовать до ремонтного размера, с установкой ремонтных вкладышей |
6 |
Износ отверстий фланца вала под болты крапления маховика |
1Рассверлить до ремонтного размера, на маховике нарезать резьбу большего размера 2 Наплавка, сверление, нарезание резьбы |
Рассверлить до ремонтного размера, на маховике нарезать резьбу большего размера |
7 |
Износ отверстия под подшипник |
1Поставить втулку. 2Наплавление, точение |
Установка втулки |
8 |
Изгиб вала |
Правят коленчатые валы статическим нагружением в холодном состоянии под прессом. |
Правка под прессом |
9 |
Биение шейки под шестерню и шкив |
Наплавка |
Наплавка |
10 |
Износ шейки под шестерню и шкив |
Наплавка |
Наплавка |
11 |
Биение торцевой поверхности фланца |
Проточить до размера не менее 9.5мм |
Проточить до размера не менее 9.5мм |
12 |
Износ торцевой поверхности фланца |
Накатать |
Накатать |