В целом уровень развития транспортного комплекса России значительно уступает уровню развития транспортных комплексов США или стран Евросоюза. По плотности транспортной сети в 14-25 раз, по средней скорости перемещений — в 2-3 раза, по качеству транспортных средств - в 3-5 раз, по объемам перемещений - в десятки раз.
Динамика развития. В советский период в стране бурно развивались все виды транспорта, особенно железнодорожный.
Финансово-экономический кризис 2008 г. не обошёл стороной и российские железные дороги. При относительно высоком уровне показателей работы РЖД в начале года динамика погрузки к концу года приобрела все кризисные черты. Если в 1 и 2 кварталах 2008 г. погрузка увеличилась к аналогичным периодам прошлого года на 5,3 % и 0,7 % соответственно, то в 3 квартале она снизилась на 0,3 %, а в 4 квартале - на 16,9 %. При этом падение внутри 4 квартала нарастало с каждым месяцем: в октябре - на 4,4 %, в ноябре - на 20,1 %, в декабре - на 26,3 % [136]. Естественно, это не могло не отразиться на годовых параметрах. В целом за 2008 г. было погружено 1303,7 млн. тонн, что на 3 % ниже, чем в 2007 г. Таким образом, впервые с момента создания ОАО «РЖД» годовая динамика погрузки перестала показывать прирост.
Тарифный грузооборот российских железных дорог (без учёта порожнего пробега приватного и арендованного подвижного состава) в 2008 г. составил 2116,2 млрд. т-км., что на 1,2 % выше аналогичного показателя 2007 г. Что же касается грузооборота с учётом порожнего пробега приватного и арендованного подвижного состава, то он увеличился до 2420,0 млрд. т-км или на 4,8 % выше показателя 2007 г. При этом, дальность перевозок возросла на 2,2 %.
В целом по отрасли на протяжении последних лет наблюдается незначительный, но стабильный рост грузооборота. При этом можно говорить не столько о подъеме, сколько о постепенном выходе отрасли из кризиса: в абсолютном выражении грузооборот превысил уровень 1995 г. лишь в 2007 г., а в 2008 г. составлял лишь 87,3% уровня 1992 г.
При анализе пассажирооборота обращает на себя внимание тот факт, что на динамику развития различных видов транспорта оказывают влияние одни и те же факторы. Общее снижение пассажирооборота объясняется ростом относительных цен на транспортные услуги. При переходе к рыночной экономике значительная часть издержек, ранее дотируемых государством (напрямую или через систему льгот), была перенесена на потребителя. Можно предположить, что по мере роста реальных денежных доходов населения его мобильность будет возрастать, а пассажирооборот -увеличиваться.
Сегодня отрасль переживает инвестиционный кризис. Хотя объем инвестиций в последние несколько лет составил около 100 миллиардов рублей в год, износ подвижного состава и инфраструктуры продолжает расти. Подвижной состав не только изношен, но и технически устарел. Железнодорожный транспорт нуждается не только в «омоложении» основных средств, но в приобретении технически современных и более совершенных подвижного состава и путевого оборудования.
В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части России.
В целом уровень развития транспортного комплекса России значительно уступает уровню развития транспортных комплексов США или стран Евросоюза.
Основным поставщиком грузов для железнодорожного транспорта является промышленность, на долю которой приходится до 90% общего объема грузов.