По рассчитанным значениям РТ и V строим график изменения силы тяги на ведущих колесах автомобиля в зависимости от его скорости движения. Пример графика приведен на рисунке-3.
Для построения графика зависимости силы сопротивления дороги РΨ от скорости движения автомобиля V используется формула
РΨ= mg [Н],
где Ψ- коэффициент сопротивления дороги (Ψ = i+ƒ);
i - уклон дороги; при движении автомобиля по горизонтальной дороге i =0;
ƒ - коэффициент сопротивления дороги; для дорог с асфальтобетонным покрытием значения коэффициента определяются по формуле
Таким образом, формула для определения силы сопротивления дороги РΨ приобретает вид формулы-15
, (15)
Сила сопротивления воздуха РW движению автомобиля определяется по формуле-16
, (16)
где k и F-коэффициент обтекаемости автомобиля и лобовая площадь автомобиля соответственно, значения которых принимались ранее в п. 1.2.1.
Так как и сила сопротивления дороги РΨ и сила сопротивления воздуха РW зависят от изменения скорости автомобиля, то задаваясь 5-ю6-ю различными значениями скорости V (предпочтительны значения скоростей из таблицы 2, развиваемые на различных передачах) подсчитываем значения сил сопротивления движению для этих значений скорости. Результаты расчета представляем в виде таблицы-6.
Таблица 6 – Расчет сил сопротивления движению проектируемого автомобиля по горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием
V, км/ч |
2,6 |
15,5 |
29,2 |
52,2 |
85 |
99 |
РΨ, Н |
1051,1 |
1064 |
1096 |
1194,2 |
1431 |
1566 |
РW, Н |
1,07 |
38,1 |
135,1 |
432 |
1145 |
1553,1 |
По рассчитанным значениям сил РΨ и РW строим кривую зависимости суммарной силы сопротивления движению автомобиля РΨ + РW от скорости движения автомобиля для чего:
- строим кривую зависимости силы сопротивления дороги РΨ от скорости V;
- от точек кривой РΨ =ƒ(V) откладываем ординаты кривой РW =ƒ(V) и после соединения точек плавной линией получаем кривую РΨ + РW =ƒ(V).
Нанесенные на одном графике кривые РТ =ƒ(V), РΨ =ƒ(V) и РΨ + РW =ƒ(V) представляют собой графическое решение уравнения тягового баланса проектируемого автомобиля.
На графике, в точке оси V, соответствующей максимальной скорости движения автомобиля Vmax, должно быть либо РТ = РΨ + РW (кривые пересекаются), либо РТ > РΨ + РW (кривая РТ проходит выше РΨ + РW). Пример графика тягового баланса автомобиля приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 – График тягового баланса проектируемого автомобиля