Внутреннюю поверхность надрессорной балки осматривают при освещении переносной лампой через технологические окна верхнего и нижнего поясов.
Проверка надрессорной балки производится за четыре приема, при которых балка перемещается на 90 о относительно своей продольной оси.
Осмотренные и допущенные к проведению неразрушающегося контроля надрессорные балки подлежат ферразондовому неразрушающему контролю в состоянии остаточной намагниченности на установке 8ДФ205.30А или приложенном поле дефектоскопом ДФ201.1 на намагничивающем устройстве МСН 33.3 (в исключительных случаях – вихретоковому контролю вихретоковым дефектоскопом ВД-213.1) согласно требований технологической инструкции ТИ-18 «Неразрушающий контроль деталей подвижного состава на участке неразрушающего контроля».
Ремонт надрессорной балки сваркой (наплавкой) производится в соответствии с Перспективным технологическим процессом ремонта сваркой надрессорных балок тележек ЦНИИ-Х3 ТК-126, Технологической инструкцией на ремонт сваркой наклонных плоскостей №542 ПКБ ЦВ.
Перечень дефектов, по которым надрессорные балки подлежат ремонту или выбраковке приведен в приложении №6 настоящего технологического процесса.
При всех видах ремонта разрешается:
а) заварка трещин на опорной поверхности подпятникового места, деф. 5, не переходящих через наружный бурт, при условии, что их суммарная длина не превышает 250 мм при условии что трещины прерывистые кольцевые, расположены в разных секторах и находятся не ближе 80 мм к центру опорной поверхности надрессорной балки;
б) восстановление наплавкой отколовшихся частей наружного бурта, деф. 4.
в) восстановление наплавкой отколовшихся частей внутреннего бурта, деф. 3, а также изношенного более 2 мм на сторону отверстия под шкворень, деф. 16, с последующей механической обработкой. Разрешается восстанавливать наплавкой внутренний бурт при остаточной толщине бурта не менее 7 мм. При большем износе допускается восстанавливать внутренний бурт методом вварки втулки;
г) наплавка изношенных мест внутренней поверхности наружного бурта, деф. 14, и наружной поверхности внутреннего бурта, деф. 13, с твердостью направленного слоя 240–300 НВ. Разрешается восстанавливать наплавкой наружный бурт при остаточной толщине бурта не менее 11 мм;
д) наплавка верхней изношенной поверхности наружного бурта, деф. 15;
е) наплавка изношенной опорной поверхности подпятникового места, деф. 17, с твердостью направленного слоя 240–300 НВ. Остаточная толщина опорной поверхности подпятника перед наплавкой должна быть не менее 18 мм;
ж) заварка трещин на верхнем поясе, идущих от технологического отверстия, деф. 6, суммарной длиной не более 250 мм и не переходящих через наружный бурт подпятникового места;
и) заварка трещин боковых опор скользуна, деф. 2, суммарной длиной не более 100 мм. При суммарной длине трещин более 100 мм, а также в случае полной или частичной деформации элементов опоры, ремонт должен производиться заменой дефектной части опоры на новую;
л) заварка продольных трещин стенки наклонной плоскости, деф. 10, не переходящих на направляющие бурты;
м) заварка трещин в углах между направляющими буртами и наклонной плоскостью, деф. 7, но не переходящих на верхний пояс балки.
На балках с овальными углублениями при наличии хотя бы одной трещины указанного характера, после ее устранения, наплавляются все четыре углубления;
н) наплавка отколов, деф. 9. Наплавке после устранения откола, подлежат все четыре углубления, если они имелись на балке;
п) наплавка изношенных направляющих, деф. 1;
р) заварка изношенных отверстий державки мертвой точки, деф. 11;
с) наплавка изношенных упорных ребер, деф. 8, при износе до 8 мм.
Размеры надрессорных балок грузовых тележек модели 18–100 при их изготовлении и ремонте указаны в Приложении №8 настоящего технологического процесса.