Определенный интерес представляет нормативно-правовая система в сфере безопасности дорожного движения Франции. Главенствующими документами здесь являются Правила дорожного движения (5 томов), Правила содержания и технического обслуживания автодорог, ведомственная инструкция по дорожным знакам и сигналам и Уголовный кодекс. В пяти томах французских Правил дорожного движения, которые подразделяются на законодательную и регламентирующую части, содержится комплекс положений, регулирующих все вопросы, связанные с дорожным движением.
Таким образом, зарубежный опыт работы по повышению БДД показывает, что, несмотря на высокий уровень автомобилизации (превышающий в настоящее время российский показатель в 2-4 раза), программно-целевой подход позволяет снизить уровень аварийности на 3-5 % в год. В течение последних десятилетий страны - лидеры в области безопасности дорожного движения (например, Скандинавские страны, Германия) успешно реализовали потенциал простых и не дорогостоящих решений проблемы смертности на дороге. К этим способам относится, как и фундаментальный подход к совершенствованию самой системы управления БДД, так и подход, сформированный новой идеологией в данной сфере.
Особый интерес вызывает принципиально новая идеология обеспечения БДД – концепция нулевой смертности детей – например, в странах ЕС. Применяется в Северных странах Европы – лидерах в области дорожной безопасности.
«Концепция нулевой смертности детей» предлагает принципиально новый взгляд на проблему и дифференциацию ответственности всех субъектов системы управления БДД.
Концепция рассматривает дорожно-транспортную систему как единое целое, компоненты которого – дороги, ТС (на всех этапах жизненного цикла – проектирования, производства и эксплуатации) и пешеходы – во взаимодействии друг с другом гарантируют безопасность, т.е. «нулевую смертность».
В основе «нулевой смертности» лежит этический принцип неприемлемости гибели людей и получения ими тяжких телесных повреждений на дорогах.
Единственное приемлемое в странах ЕС число погибших – 0. «Концепция нулевой смертности» устанавливает новый взгляд на ответственность за обеспечение дорожной безопасности.
Основная ответственность возлагается на создателей дорожно-транспортной системы, к которым относятся в первую очередь:
– дорожные службы;
– автопроизводители;
– полиция;
– политики;
– государственные служащие;
– законодательные органы.
На них лежит основная ответственность за создание системы, нейтрализующие ошибки, совершаемые водителями и пешеходами.
Часть ответственности ложится на целый ряд других организаций и отдельных лиц: это перевозчики пассажиров и грузов, надзорные органы, организации медицинского обслуживания, органы правосудия, образования и т.д.
Для участников дорожного движения – водителей, пешеходов – обязательным условием является соблюдение законов и ПДД.
Опыт ведущих стран мира в области обеспечения дорожной безопасности показывает, что в России имеется существенный нереализованный потенциал.