Передача движения сыпучей горной массе посредством жидкой или газообразной рабочей среды используется в гидравлическом и пневматическом транспорте. В таких установках горная масса находится во взвешенном состоянии в жидкой или воздушной среде и перемещается вместе со средой по трубам.
Гидравлическое транспортирование может быть самотечным, в котором пульпа, т. е. смесь горной массы с водой, перемещается по наклонным желобам, канавам или трубам самотеком, и напорным, в котором пульпа перемещается по трубам напором, образуемым насосом или землесосом.
Пневматическое транспортирование может быть напорным и всасывающим, в которых горная масса перемещается соответственно в среде сжатого и разреженного воздуха, создаваемого нагнетательными или вакуумными насосами. Оптимальным с точки зрения транспортирования пульпы является такой режим, при котором весь твердый материал находится в потоке во взвешенном состоянии.
Обычно скорость движения пульпы определяется при гидравлическом транспортировании в зависимости от так называемой критической скорости, т. е. такой скорости восходящего потока в вертикальном трубопроводе, при которой частицы данной крупности и данной плотности остаются в трубе во взвешенном состоянии.
Схема сил, действующих на частицу материала, показана на рис. 4, из которой видно, что
G=F+W
где G—вес твердой частицы, Н;
F — выталкивающая сила по закону Архимеда, Н;
W—сопротивление перемещению частицы, Н.
Если принять для простоты, что твердая частица имеет форму шара, то
где а—приведенный диаметр шара, см;
γм—плотность материала, г/см3;
γ0 —плотность воды, г/см3;
λ—коэффициент гидравлических сопротивлений, зависящий от формы и состояния поверхности частицы и трубы;
υКР— критическая скорость, м/с.
Отсюда находим
Принимая плотность воды γ0=1 и =0,55 по опытным данным для руды , получаем формулу для расчетов критической скорости пульпы в трубопроводе, при которой твердые частицы находятся во взвешенном состоянии:
Для частиц неправильной формы приведенный диаметр
где Vk — объем куска, см3.
За счет напора, развиваемого колесом землесоса, пульпа движется по пульповоду с критической скоростью, преодолевая подъем (разность высот) и вредные сопротивления в трубах.
Расчетный манометрический напор (м) землесоса
hм=hв+hн+hвр,
где hв — высота всасывания, м;
hн — высота нагнетания, м;
hвр — напор, затрачиваемый на преодоление вредных сопротивлений, м.
Вредные сопротивления состоят из сопротивлений трения пульпы о стенки трубопровода и местных сопротивлений (колена, задвижки, клапаны и т. д.).
Рис. 4. Схема сил, действующих на твердую частицу при транспортировании рабочей средой.
Напор, расходуемый на преодоление трения пульпы о стенки трубы,
где dтp — диаметр трубы.
Напор, расходуемый на местные сопротивления,
где ε — коэффициент местных сопротивлений в частях трубопровода (колена, задвижки, клапана);
п—число последовательно установленных местных сопротивлений.
Величина напора (м) пульпы
где γп — плотность пульпы, кг/м3.
При самотечном гидротранспорте по открытым желобам или трубам их уклон должен быть таким, чтобы поток смывал частицы горной массы. При этом величина перемещений гидросмеси в основном зависит от шероховатости дна и стенок желоба или трубы.
Напор, расходуемый на преодоление сопротивлений, можно определить по формуле в которой hтр будет превышением верхней точки трубы над нижней:
или
где i=hтр/L—уклон трубопровода или желоба.
Выразим dтp через гидравлический радиус R, равный отношению площади поперечного сечения потока к смоченному периметру. При заполнении всего сечения трубы пульпой гидравлический радиус