Качкой называют сложное колебательное движение, которое судно может совершать как твердое тело при плавании на спокойной или взволнованной поверхности воды. Возможность колебательного процесса определяется наличием сил или моментов, оказывающих сопротивление перемещениям и стремящихся возвратить судно в исходное положение.
Под действием возмущающей силы судно может иметь шесть возможных видов перемещений: три поступательных в направлении осей х, у, z и три колебательных вокруг этих осей. Однако только три из них могут иметь колебательный характер. Вертикальные колебания (сила действует в направлении оси z), приводящие к периодическим погружениям и всплытиям, называют вертикальной качкой. Колебания вокруг оси у, вызывающие наклонения с борта на борт, называют бортовой качкой (переменный крен). Колебания вокруг оси х, вызывающие продольные наклонения, называют килевой качкой (переменный дифферент).
Сила в направлении оси х вызывает ускорение или торможение движения, а сила в направлении оси у— боковое смещение (дрейф). Момент вокруг оси z вызывает лишь отклонение от курса.
Колебания судна обычно происходят одновременно, но их раздельное изучение облегчает задачу, а результирующее перемещение, определяющее положение судна относительно воды, может быть получено суммированием результатов.
Характеристиками колебательного процесса являются:
амплитуда качки — наибольшее отклонение судна от положения равновесия;
размах качки — полное перемещение от одного крайнего положения до другого (сумма двух амплитуд следующих друг за другом колебаний);
частота качки w — число полных колебаний судна за время 2nt;
период качки t — интервал времени между двумя последовательными колебаниями отклонений судна в одном и том же направлении (два размаха), t = 2p/w;
коэффициент динамичности качки — отношение амплитуды качки к амплитуде волны, отражающее реакцию судна на воздействие регулярных волн.
Если возмущающая сила приложена однократно, то колебательный процесс под действием сопротивления быстро затухает. Амплитуда максимального отклонения зависит от значения приложенной силы и характеристик судна, а частота или период качки — только от характеристик судна. Поэтому такие колебания называют собственными, или свободными.
Наиболее важным параметром качки является частота, которая при совпадении с частотами действующих сил может привести к резонансным колебаниям и значительному, иногда многократному, увеличению амплитуды. Обеспечение плавания без попадания в условия резонансных колебаний возлагается на судоводителя. При отсутствии расчетных данных с достаточной точностью период свободной бортовой качки может быть определен по формулe
tq = Kk (B/h1/2m) (1)
где Kk — размерный коэффициент (принимают Kk = 0,83-:-0,86 с/м для пассажирских судов, 0,75-:-0,85 с/м для грузовых судов и 0,62-:-0,72 с/м для буксиров; большие значения коэффициента относятся к порожнему судну, меньшие — к груженому);
В — ширина судна, м;
hm — малая метацентрическая высота, м.
Из формулы (1) видно, что чем меньше метацентрическая высота, тем больше период качки, а следовательно, плавнее качка. Поэтому в процессе проектирования и эксплуатации судна стремятся к тому, чтобы его метацентрическая высота имела минимальное значение, обеспечивающее безопасность мореплавания.
Периоды свободной килевой и вертикальной качки одинаковы и приближенно могут быть определены:
ty = tверт – (2,7-:-3)Т
где Т — осадка судна, м.
Связь между периодом бортовой качки и метацентрической высотой позволяет заметить, что при увеличении остойчивости (hm возрастает) снижается плавность качки (tq убывает), т. е. возрастает частота колебаний w.