Современное морское судно представляет собой сложное в конструктивном плане сооружение, которое в процессе эксплуатации подвергается одновременному воздействию двух движущихся сред – воды и воздуха.
Каждое судно характеризуется навигационными (мореходными) и эксплуатационно-экономическими качествами.
К навигационным качествам судна относят:
· плавучесть — способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке;
· остойчивость — способность судна, наклоненного внешними силами, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения их действия;
· непотопляемость — способность судна оставаться на плаву и сохранять необходимую остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков корпуса;
· ходкость — способность судна развивать заданную скорость в определенных путевых условиях при затрате минимально необходимой мощности энергетической установки;
· управляемость — способность судна сохранять заданное направление движения или изменять его в соответствии с желанием судоводителя;
· плавность качки — способность судна при плавании на взволнованной воде раскачиваться с возможно меньшей частотой и амплитудой;
· прочность — способность корпуса судна не разрушаться и не изменять своей формы под действием внешних сил, появляющихся при эксплуатации.
К эксплуатационно-экономическим качествам судна относят следующие:
· Грузоподъемность — масса груза, принимаемого на борт судна при заданной высоте надводного борта. Различают дедвейт — предельную грузоподъемность судна, при которой его осадка соответствует установленной грузовой марке, и чистую грузоподъемность - предельную массу груза, которую может принять судно, погруженное по грузовую марку, при необходимом запасе топлива, питьевой воды, продовольствия и наличия на борту полного экипажа.
· Грузовместимость — объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза. Валовая вместимость — объем помещений судна, определяемый по специальным Правилам обмера и служащий для расчета сбора в портах. При этом учитывается объем всех помещений под верхней палубой, в надстройках и рубках, за исключением междудонного пространства, топливных и балластных цистерн. Чистая вместимость учитывает объем только коммерчески эксплуатируемых помещений. Валовая и чистая вместимости измеряются в регистровых тоннах, являющихся единицами объема: 1 рег. т = 2,83 м3 (100 фут3).
Основными задачами, стоящими перед мореплавателями и перед всем морским транспортом Украины является обеспечение своевременной доставки грузов морем согласно действующим рейсовым план-графиком и безаварийность плавания.
Остойчивость судна должна быть проверена перед выходом в море и должна удовлетворять требованиям Регистра и «Правилом безопасности морской перевозки грузов».
Теплоход «Андрей Бубнов» был построен в 1976 году и спущен на воду под названием «Волго – Балт 197», в последствии был передан АСК «Укрречфлот» и переименован – «Андрей Бубнов».
Утверждая неизменный статус Украины как морской державы, Компания АСК «Укрречфлот» стремится максимально удовлетворить спрос партнеров на фрахтовом рынке, гарантируя при этом своевременную и качественную перевозку, переработку и хранение грузов по схеме "от двери до двери". Компания имеет статус национального перевозчика Украины и сертифицирована на соответствие международному стандарту качества ISO 9001. За 35 лет успешной деятельности на Европейском фрахтовом рынке АСК "Укрречфлот" превратилась в мощную корпорацию, в состав которой входят более 200 грузовых и пассажирских судов различного класса и назначения, которые в 2004 году перевезли 9 млн. тонн различных грузов, 7,0 тысяч круизных туристов и около 1,7 млн. пассажиров. Это составляет более 55 % от общего объема перевозок, осуществляемых всем морским и речным транспортом Украины. Регион работы нашего грузового и пассажирского флота - порты более чем сорока стран Волжского, Днепровского, Дунайского, Черноморско-Азовского, Средиземноморского, Балтийского, Северного и других бассейнов Мирового океана. Помимо флота, в состав "Укрречфлота" также входят Херсонский, Николаевский, Днепропетровский, Запорожский и Черниговский речные порты; страховая, экспедиторская, фрахтовая, брокерская и агентские компании; туристическое бюро, судоремонтно-судостроительные предприятия на Днепре и Дунае.
Освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум:
· проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;
· наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;
· оформление и выдачу документов Речного Регистра.
Каждое судно ставится на классификационный учет инспекции:
1) после постройки судна;
2) после смены пункта приписки и перехода в связи с этим в район деятельности другой инспекции;
3) при переходе в класс Морского Регистра из класса другой классификационной организации;
4) если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете какой-либо инспекции;
5) при смене судовладельца.
На судне должен храниться акт о проверке судовладельцем пригодности судна к эксплуатации перед началом навигации.
- Основные характеристики и размерения судна
- Грузовместимость и грузоподъемность судна
- Контроль и регулирование плавучести и посадки
- Построение диаграммы статической остойчивости
- Построение диаграммы динамической остойчивости
- Расчет общей продольной остойчивости
- Контроль и обеспечение непотопляемости судна
- Качка и безопасное штормование судов
- Расчет амплитуды качки
- Определение опрокидывающего момента с учетом бортовой качки
- Особенности плавания в штормовую погоду
- Контроль и регулирование прочности корпуса судна
- Контроль и регулирование движения судна
- Двигатели и движители