Динамическая характеристика подвижного состава — зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля на различных передачах.
Динамический фактор — удельная избыточная сила, используемая для преодоления дополнительных сил сопротивления и для разгона автомобиля.
Значения динамического фактора по тяге позволяют судить о тягово-скоростных свойствах конкретного автомобиля при разных нагрузках и сравнивать тягово-скоростные свойства различных автомобилей. При этом, чем больше динамический фактор по тяге, тем лучше тягово-скоростные свойства и выше проходимость автомобиля: он способен развивать большие ускорения, преодолевать более крутые подъёмы и буксировать прицепы большей массы.
Текущие значения динамического фактора определяют по формуле:
где — текущие значения силы тяги на различных передачах, Н.
Используя полученные выше значения и на различных передачах, вычислим соответствующие значения . Результаты расчетов заносим в таблицу.
Таблица 2.8 — Зависимость Dni от ωei
Передачи КПП |
ωei, рад/с | |||||||
80 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
523 |
550 | |
Dn1 |
Dn2 |
Dn3 |
Dn4 |
Dn5 |
Dn6 |
Dn7 |
Dn8 | |
Первая |
0,3593 |
0,3672 |
0,3933 |
0,3859 |
0,3575 |
0,3038 |
0,2877 |
0,2673 |
Вторая |
0,2851 |
0,2914 |
0,3121 |
0,2983 |
0,2696 |
0,2190 |
0,2041 |
0,1854 |
Третья |
0,2264 |
0,2314 |
0,2366 |
0,2242 |
0,1917 |
0,1389 |
0,1238 |
0,1049 |
Четвертая |
0,1797 |
0,1836 |
0,1789 |
0,1580 |
0,1166 |
0,0547 |
0,0375 |
0,016 |
Пятая |
0,1437 |
0,1469 |
0,1296 |
0,0959 |
0,0390 |
-0,041 |
-0,063 |
-0,090 |
Для проверки реализации динамического фактора по сцеплению с дорожным покрытием определим его значение по формуле:
Если больше максимального значения динамического фактора на первой передаче, то буксование автомобиля на данной дороге будет отсутствовать.
Значение динамического фактора при максимальной скорости определяет коэффициент сопротивления дороги 𝜓, которое может преодолеть автомобиль при этой скорости, а ординаты точек максимума кривых динамического фактора представляют собой максимальные значения коэффициента сопротивления дороги, преодолеваемого на каждой передаче.
Рисунок 2.3 — Динамическая характеристика автомобиля