При выборе смазочного материала для определенной сборочной единицы машины необходимо учитывать удельные давления, скорости скольжения, температуру рабочих поверхностей и их состояние, расположение трущихся пар, характер нагрузок, особенности системы смазки.
Сборочные единицы, работающие с большим удельным давлением, смазывают более вязкими смазочными материалами, так как под действием нагрузок смазка может выдавливаться. Чрезмерное повышение вязкости при больших скоростях приводит к перегреву деталей (например, подшипников). Поэтому с повышением скорости следует использовать смазочные материалы с пониженной вязкостью. С увеличением зазора в сопряжении и температуры рабочей поверхности вязкость смазочных материалов увеличивают. В системах смазки, обеспечивающих постоянный приток смазочных материалов к трущимся поверхностям, применяют масла с небольшой вязкостью, а в системах, которые должны удерживать смазку на поверхности детали, - консистентные смазки.
Назначение смазочных материалов для сборочных единиц машин, как правило, производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. В тех случаях, когда инструкция по смазке отсутствует, а по имеющейся документации нельзя установить сорт масла, его подбирают практическим путем. Для этого замеряют температуру, например, у подшипника после его 15 или 20-минутной работы с различными сортами масла. По минимальной полученной температуре определяют наиболее подходящий вид смазки. При подборе смазки можно использовать имеющиеся в справочниках по смазке вязкостно-температурные кривые для различных типов смазочного материала. смазочный материал масло машина
Смазывание подшипников скольжения в зависимости от величины удельного давления, окружной скорости и температуры окружающей среды может производиться маслами и консистентными смазками. Масла образуют на поверхностях более прочную пленку с небольшим внутренним трением, хорошо отводящую тепло. Для смазки подшипников скольжения чаще всего применяют индустриальные и автотракторные масла. Температура вспышки масла должна быть на 45 - 50 °С выше температуры нагрева подшипника. При нагреве подшипника до 60 С применяют индустриальные масла И-12А, И-20А, И-ЗОА, И-45А, а от 60 до 100 °С — цилиндровое 11, автотракторное АК-10. Подачу масла в подшипники производят с помощью смазочного кольца (подшипники с кольцевой смазкой), масленок фитильного и капельного типа. В справочной литературе имеются данные для выбора смазочного масла в зависимости от скорости и давления на подшипник [2].
Консистентные смазки применяют для подшипников скольжения, работающих при высоких температурах, во влажной и запыленной среде, при малых скоростях и больших нагрузках. Смазка хорошо заполняет зазоры и препятствует проникновению пыли и влаги к местам трения. Подачу смазки к подшипникам производят через пресс-масленки шприцами или через колпачковые масленки. Смазки выбирают в зависимости от температур нагрева подшипников и окружающей среды. При температурах от 0 до 50 V применяют смазку УСс-2, при температурах выше 50 °С - УС-3.
Смазочные материалы для подшипников качения выбирают руководствуясь теми же соображениями, что и для подшипников скольжения (для подшипников с хорошими уплотнениями - жидкие масла, а дпя подшипников с неплотными корпусами и работающих в пыльной и влажной среде - консистентные смазки). Масла применяются при любых скоростях подшипников, а консистентные смазки - только при определенных конструктивных параметрах узла, т. е. тогда, когда произведение диаметра вала на частоту его вращения будет меньше 300 000. Подшипники качения работающие в масляной ванне, смазываются теми же маслами, что и детали зубчатой передачи. Уровень масла в корпусе подшипника должен быть не выше центра нижнего шарика ил и ролика при частоте вращения до 5000 мин"1, а при большей частоте вращения они должны только касаться масла. Смазку некоторых подшипников производят разбрызгиванием. Чаще всего для подшипников качения применяют индустриальные и автотракторные масла И-12А, И-20А, И-ЗОА, цилиндровое 11, АК-10.