Смазочные материалы для зубчатых и червячных передач выбирают в зависимости от режимов их работы, конструкции сборочной единицы, способов подачи масла и материала зубчатых колес.
Для смазывания закрытых зубчатых передач применяют автотракторные АК-10, АК-15, трансмиссионные летние и зимние и реже - индустриальные масла, вязкость которых летом должна быть 25 - 50x10"6 м2/с, а зимой 10 -20x10" м/с. Смазывание передач трансмиссионными маслами дает меньший износ, чем автотракторными.
Зубчатые передачи с окружной скоростью 12-15 м/с смазываются непосредственно маслом из картера. Нормальный уровень масла в цилиндрических редукторах должен обеспечивать погружение в масло зубьев наибольшего колеса на 0,75 его высоты. В червячных редукторах при расположении червяка над червячным колесом масло должно покрывать червяк на высоту витка, а при расположении червяка под колесом - нижний зуб червячного колеса. В редукторах с коническими передачами зуб конической шестерни должен быть в масле по всей ширине. Слой смазки при этом не должен быть больше 10 мм. Превышение нормального уровня масла ведет к росту потерь мощности на перемешивание, а также вызывает вспенивание масла. Вязкость заливаемого масла зависит от материала передач и окружных скоростей колес. С повышением прочности материала надо применять более вязкое масло, а с увеличением скорости - масло меньшей вязкости.
Для передач с окружными скоростями, более 15 м/с, применяют циркуляционную смазку, т. е. непрерывную подачу масла через сопло.
При картерной смазке расход масла составляет 0,25 - 0,6 г за смену на каждый килограмм залитого в картер масла. Масло доливают до установленного уровня через определенные промежутки времени (но не реже, чем через 1000 - 1200 ч работы), а заменяют его во время технических обслуживании или при ремонте. Объем заливаемого масла определяют из расчета 0,25 - 0,5 л на единицу передаваемой редуктором мощности.
Открытые тихоходные передачи, работающие со скоростью до 4 м/с, смазывают консистентными смазками УСА, Усс-2 и солидолом. Содержание графита в смазке уменьшает износ зубьев. Срок работа смазки в открытых передачах, как правило, составляет 1 - 5 дней. Смазку наносят на зубчатые колеса равномерно по окружности через каждые 2-3 зуба.
Смазку цепных передач в зависимости от скорости движения цепи, удельного давления в ее шарнирах и температурных условий производят жидкими маслами или консистентными смазками. С увеличением скорости цепи и удельных давлений в шарнирах вязкость масла должна увеличиваться. В противном случае смазка может быть сброшена центробежными силами. В шарнирах с удельным давлением до 10 Па используют масла вязкостью (3 -5)-10"6 м2/с, а с удельным давлением более 30 Па - (7 - 9)-10"6 м2/с. Для смазки цепных передач применяют индустриальные масла И-20, И-30, И-45, И-50, цилиндровое 11, полугудрон, а также АК-10. При скорости цепи менее 4 м/с смазку передачи производят вручную из масленки; при скорости 4-6 м/с применяют капельную смазку с помощью масленок-капельниц и при скорости 10-12 м/с - непрерывную смазку при помощи масляной ванны.
Смазку стальных канатов производят для предохранения их от коррозии и загнивания пеньковой середины, уменьшения трения между прядями каната при огибании блоков и барабанов. Канаты смазывают до установки на машину и в процессе эксплуатации в соответствии z инструкциями. Смазка канатов производится маслом индустриальным И-45, цилиндровым 24, осевым Л и 3, канатной смазкой ИК, а также УС-2 и УСс-2. В зимних условиях часто применяют смесь, состоящую из 55 % мазута и 45 % битума.