Импульсная дальномерная система DМЕ (Distance Measuring Equipment) рекомендована ИКАО в качестве международной системы для обеспечения полетов ВС ГА. DME относится к дальномерным радионавигационным системам. Дальномерный способ определения координат DME/DME
(по дальностям до двух радиомаяков DME) обеспечивает более высокую точность определения местоположения, чем угломерно-дальномерный. Это обусловлено достаточно высокой точностью измерения дальностей и сравнительно медленным возрастанием погрешностей по мере увеличения самой дальности. Так, вблизи радиомаяка средняя квадратическая погрешность измерения дальности составляет около 0,1 м. мили, а на удалении 140 м. миль имеет порядок 1,8 м. мили.
Для определения местоположения дальномерным способом ВС должно находиться одновременно в зонах действия двух радиомаяков. Над территорией Европы и США это условие, как правило, с избытком обеспечивается, поэтому способ «DME/DME» рассматривается ИКАО как один из основных методов RNAV в континентальных районах наряду с методами спутниковой навигации. [4]
Рассмотрим основные критерии концепции PBN, относящиеся к DME/DME при полетах с использованием RNAV 1 и 2.
Система RNAV DME/DME должна:
- обновлять местоположение в пределах 30с с момента настройки на навигационные средства DME;
- автоматически настраиваться на несколько средств DME;
- обеспечивать постоянное обновление местоположения по DME/DME. Третье средство DME или вторая пара должны быть работоспособны по крайней мере в течение предыдущих 30 с и, когда система RNAV переключается с одной станции / пары DME на другую, не должно быть перебоев в определении местоположения по DME/DME.
Системы RNAV DME/DME должны использовать только те средства DME, которые указаны в AIP государств. Координаты станций DME и превышение DME должны публиковаться.
Системы не должны использовать средства, указанные государством в AIP как несоответствующие полетам по RNAV 1 и / или RNAV 2, или средства, связанные с системой ILS или MLS, которая использует смещение дальности. Это можно осуществить путем:
- исключения из бортовой навигационной базы данных конкретных средств DME, которые, как известно, оказывают отрицательное воздействие на навигационное решение, когда маршруты RNAV находятся в пределах зоны приема этих средств DME;
- использования системы RNAV, которая выполняет проверки на приемлемость с целью обнаружения погрешностей сигналов, принимаемых от всех средств DME, и исключает эти средства, по мере необходимости, из навигационного решения по определению местоположения (например, не допускает настройку на средства DME с общим каналом, когда сигналы в пространстве средств DME перекрываются).
Когда необходимо генерировать определение местоположения по DME/DME, система RNAV должна использовать, как минимум, средства DME с относительным углом пересечения направлений 30–150°(рис. 7).
Система RNAV может использовать любое действительное принимаемое средство DME (перечисленное в AIP) независимо от его местонахождения. Действительное средство DME:
- передает правильный сигнал идентификатора средства;
Рис. 7. Угол между направлениями на DME должен быть ≥30° и ≤150°
- удовлетворяет минимальным требованиям к напряженности поля;
- защищено от других создающих помехи сигналов DME в соответствии с требованиями к общим и смежным каналам.
Когда необходимо генерировать определение местоположения по DME/DME, система RNAV, как минимум, должна использовать работоспособное и действительное DME в районе аэродрома (малая абсолютная высота) и / или на маршруте (большая абсолютная высота) в любой точке в пределах следующей зоны вокруг средства DME:
- большей чем или равной 3 м. мили (5,6 км) от средства;
- меньшей чем 40° над горизонтом, если смотреть от средства DME и на расстояние до 160 м. миль.
При использовании как минимум двух средств DME, отвечающих вышеуказанным критериям и любых других средств DME, не отвечающих этим критериям, 95-процентная погрешность расчета местоположения должна быть лучше, чем следующее уравнение, или равна ему:
2σ = 2 ((σ21,air+ σ21,sis) + (σ22,air + σ22,sis))½ / Sin α, (1)
где: σsis = 0,0926 км;
σаir = МАХ {0,157 км или 0,125% от расстояния (как определено в RTCA DO-189 и TSO-C66c)};
30 ≤ α ≤150.
Такое требование к характеристикам соблюдается для любой навигационной системы, которая использует одновременно две станции DME, ограничивает угол пересечения направлений DME в пределах 30° – 150° и использует датчики DME, которые отвечают точностным требованиям TSO-C66c. Если система RNAV использует средства DME за пределами их опубликованной установленной рабочей зоны действия, можно допустить, что погрешность сигнала в пространстве DME от действительных установок все еще будет σground=0,05 м. миль. [1]