Деятельность гражданской авиации не может быть эффективной без эффективной деятельности системы организации воздушного движения, которая призвана обеспечивать безопасное, экономичное, регулярное воздушное движение и другую деятельность по использованию воздушного пространства в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства.
Однако в настоящее время Единая система организации воздушного движения Российской Федерации существенно отстала в своем развитии, как от уровня аналогичных систем сопредельных государств, так и от уровня государств Западной Европы, США и Канады. По этой причине в настоящее время невозможна интеграция национальной системы ОрВД в мировую, что, безусловно, ограничивает ее использование в интересах мирового воздушного транспорта и отрицательно влияет на экономические показатели её деятельности.
Состояние ОрВД заботит не только авиационные круги России, но также и мировое авиационное сообщество. Это определяется особым географическим положением страны, через территорию которой проходит целый ряд выгодных транзитных маршрутов. Экономия времени полета по этим маршрутам может достигать нескольких часов. Развитие Единой системы должно отвечать не только внутренним потребностям страны, но и международным, и эволюционно, через гармонизацию с зарубежными системами, перейти к интеграции в мировую. Для этого системе ОрВД необходимо соответствовать требованиям пользователей ее услуг и незамедлительно применять методы глобального аэронавигационного планирования развития национальной системы ОрВД. Одним из ключевых элементов глобальной стратегии по внедрению систем связи, навигации, наблюдения / организации воздушного движения (CNS/ATM) ИКАО определяет новую концепцию навигации на основе характеристик (PBN).
По словам президента совета ИКАО Роберто Кобе Гонсалеса, PBN позволит снизить загруженность аэропортов и воздушного пространства, сократить расход топлива и защитить окружающую среду от воздействия авиации, снизить уровень шума в зоне аэропортов и обеспечить надежную эксплуатацию воздушных судов в любых погодных условиях. Она также придаст бóльшую гибкость эксплуатантам и повысит безопасность и эффективность полетов. [8]
Многие страны мира, такие как США, Австралия уже успешно внедрили новую концепцию и отмечают её значительное преимущество. В России пока данный процесс находится на начальной стадии. Особенно важно в этом процессе уделить внимание совершенствованию концепции воздушного пространства в районе аэродрома.
Маневрирование в районе аэродрома является наиболее сложным этапом полета, требующим особенно точного выдерживания заданной траектории, в целях обеспечения безопасности и высокой пропускной способности. Целесообразно продолжить модернизацию отечественной системы ОрВД постепенным внедрением полетов на этапах прибытия, вылета и захода на посадку с использованием навигации основанной на характеристиках, особенно учитывая тот факт, что интенсивность полетов в воздушном пространстве Российской Федерации по ряду оценок значительно возрастет на протяжении следующих лет.
Целью данной дипломной работы является разработка предложений и рекомендаций по внедрению в Российской Федерации навигации, основанной на характеристиках при полетах в районе аэродрома. Рекомендации основаны на анализе концепции PBN, инфраструктуры навигационных средств зональной навигации, особенностей RNAV в районе аэродрома, состояния и потребностей воздушного пространства Российской Федерации.
- Переход к концепции PBN
- Концепция воздушного пространства
- Навигационные средства, используемые в районе аэродрома
- Характеристика системы DМЕ
- Характеристика инерциальных навигационных систем
- Характеристика глобальной навигационной спутниковой системы
- Функциональные дополнения СНС
- Особенности полетов в районе аэродрома
- Общие положения концепции зональной навигации в районе аэродрома
- Кодирование базы навигационных данных
- Схемы прибытия и вылета
- Схемы захода на посадку
- Внедрение PBN в России