Как показывает практика шлюзования, в настоящее время основной резерв в ускорении шлюзования состоит в уменьшении времени на маневровые операции судов (заход в шлюз, выход из шлюза, движение и маневрирование в подходном канале), которая зависит от многих факторов (внешних условий, типа судна, опыта судоводителя и т. п.). Однако основным фактором ускорения и обеспечения безопасности маневра при прочих равных условиях является правильный выбор скорости судна.

Величину скорости захода в камеру шлюза можно определить по формуле:

V= (0,97 К2 – 1,62 К + 0,74) ,(43)

где К – коэффициент стесненности;

К = Ω x / Ω к ,(44)

где Ω к – площадь поперечного сечения камеры шлюза;

Ω к = Вк • Нп ,(45)

где Вк – ширина камеры шлюза, м;

Нп – глубина на пороге шлюза, м.

Ω к = 30 • 4 = 120 м2;

К = 22,7 / 120 = 0,189;

= (0,97 • 0,1892 – 1,62 • 0,189 + 0,74) • = 2,93 м/с.

Расчет скорости движения судна на канале

Определяем вспомогательный коэффициент F по выражению:

F = 5 .(46)

Далее определяем величину падения скорости движения в канале по формуле:

= .(47)

После этого определяется скорость движения в канале при заданном режиме работы движетеля:

Vкан = Vзад • .(48)

F = 5 = 2,2;

= = 0,69;

Vкан = 6,94 • 0,69 = 4,79 м/с.

Расчет производим для полного, среднего и малого хода, и для Нк = 4,0 м, Нк = 5,0 м. результаты расчетов сводим в табл. 5.

Таблица 5 - Скорость движения судна на канале

Глубина канала, Нк, м

МАЛЫЙ ХОД, км / ч

СРЕДНИЙ ХОД, км / ч

ПОЛНЫЙ ХОД, км / ч

4,0

10,6

14,2

17,2

5,0

11,1

15,7

19,5