Как показывает практика шлюзования, в настоящее время основной резерв в ускорении шлюзования состоит в уменьшении времени на маневровые операции судов (заход в шлюз, выход из шлюза, движение и маневрирование в подходном канале), которая зависит от многих факторов (внешних условий, типа судна, опыта судоводителя и т. п.). Однако основным фактором ускорения и обеспечения безопасности маневра при прочих равных условиях является правильный выбор скорости судна.
Величину скорости захода в камеру шлюза можно определить по формуле:
V= (0,97 К2 – 1,62 К + 0,74) ,(43)
где К – коэффициент стесненности;
К = Ω x / Ω к ,(44)
где Ω к – площадь поперечного сечения камеры шлюза;
Ω к = Вк • Нп ,(45)
где Вк – ширина камеры шлюза, м;
Нп – глубина на пороге шлюза, м.
Ω к = 30 • 4 = 120 м2;
К = 22,7 / 120 = 0,189;
= (0,97 • 0,1892 – 1,62 • 0,189 + 0,74) • = 2,93 м/с.
Расчет скорости движения судна на канале
Определяем вспомогательный коэффициент F по выражению:
F = 5 .(46)
Далее определяем величину падения скорости движения в канале по формуле:
= .(47)
После этого определяется скорость движения в канале при заданном режиме работы движетеля:
Vкан = Vзад • .(48)
F = 5 = 2,2;
= = 0,69;
Vкан = 6,94 • 0,69 = 4,79 м/с.
Расчет производим для полного, среднего и малого хода, и для Нк = 4,0 м, Нк = 5,0 м. результаты расчетов сводим в табл. 5.
Таблица 5 - Скорость движения судна на канале
Глубина канала, Нк, м |
МАЛЫЙ ХОД, км / ч |
СРЕДНИЙ ХОД, км / ч |
ПОЛНЫЙ ХОД, км / ч |
4,0 |
10,6 |
14,2 |
17,2 |
5,0 |
11,1 |
15,7 |
19,5 |