Пассажирские станции – это раздельные пункты железной дороги, где проводят операции с пассажирами, поездами, вагонами (приём, отправление, пропуск и технический осмотр транзитных поездов, экипировка вагонов, подготовка составов в рейс), а также обслуживание пассажиров, для которых сооружают необходимые обустройства, вокзалы. Пассажирские станции устраивают в пунктах со значительными пассажиропотоками.
На технических пассажирских станциях находятся резерв пассажирских вагонов, устройства для ремонта и экипировки локомотивов, вагонное депо для годового и текущего отцепочного ремонта, котельная, внешние сети воздухопровода, канализации, проезды для автотранспорта и транспортные дорожки в уширенных междупутьях, гаражи, склады топлива, пути и устройства для обработки вагонов, сети энергоснабжения, комплекс устройств связи.
Территорию станции следует держать в чистоте, регулярно очищать её от мусора, снега, льда, а также от деталей, снятых с вагонов, и материалов верхнего строения пути (рельсов, шпал и др.)- Начальники станций обязаны своевременно требовать от руководителей хозяйственных единиц, люди которых работают на путях, немедленной уборки оставшихся материалов и деталей с междупутий.
Быстрое и точное выполнение технологических операций с вагонами и поездами можно обеспечить только лишь при безопасном и лёгком передвижении работников по земляному полотну станционных междупутий.
На безопасность труда на путях станции большое влияние оказывает тип поездного или маневрового локомотивов и вагонов. Внедрение электронной и тепловозной тяги улучшает условия и безопасность труда на станционных путях.
Служебно-технические здания на территории располагаются с учётом требований производственных процессов, видимости зоны обслуживания и безопасности переходов к ним во время работы.
На станции должны быть установлены маршруты служебного прохода работников по территории станции к служебным и вспомогательным зданиям, помещениям, рабочим местам, а также к пассажирским платформам и другим остановкам транспорта.
Технология работы вокзалов определяется типом и вместимостью вокзала, его размещением по отношению к основным селитебным районам города, типом привокзальных площадей, наличием пересадочных станций метрополитенов, внутренней планировкой помещений и размещением основных устройств (устройства для багажа, почты и т. д.). Все эти факторы влияют на выбор оптимальной технологии работы вокзала, которая должна обеспечить максимальные удобства для пассажиров, минимальные затраты на эксплуатацию и содержание устройств, а также экономически выгодные режимы использования механизмов.
Железнодорожный вокзал – это комплекс сооружений и устройств, расположенный на одной станции и включающий пассажирское здание и павильоны, пассажирские платформы с навесами или без них, вокзальные переходы в одном или в разных уровнях (пешеходные тоннели, мосты, конкоросы), малые архитектурные формы и визуальные коммуникации. Вокзал в зависимости от местных условий может иметь не все элементы (например, может не быть пассажирских павильонов на платформах).
На вокзале особое внимание уделяют удобной и быстрой пересадке пассажиров с первого вида транспорта на другой.
Обеспечение безопасности пассажиров и работников пассажирской станции
Для своевременной качественной обработки поездов, облегчения труда и сохранения жизни и здоровья работающих на путях станции необходимо обеспечить им удобный и безопасный переход к месту работы и обратно в служебно-бытовые помещения. Следование людей по станционным путям связанно с пересечением их в уровне головок рельсов, через переходные площадки вагонов, а также через пешеходные мосты и тоннели.