Переход через пути в уровне балластного слоя междупутий всегда менее удобный и самый опасный. Большие неудобства вызывают перешагивания через рельсы, снятые детали подвижного состава и верхнего строения пути, а также снежные заносы, загрязнения смазкой. Когда пути заняты подвижным составом, то переход осуществляется в обход на расстоянии 3-5 м. или в промежутке между вагонами - не менее 5-10 м. Это всегда опасно, так как в случае смещения вагоны проходят расстояние 2,5 м. значительно быстрее, чем человек успевает среагировать на шум и выйти из опасной зоны.
Переход в уровне головок рельсов может осуществляться только по настилам служебных переходов и переездов или платформам. Специальные настилы для перехода работающих и населения, как правило, в горловинах станции используются только при следовании к месту сбора перед началом дежурства и после окончания работы.
Переход через пути, занятые подвижным составом, под вагонами неудобен и опасен даже тогда, когда состав ограждён сигналами остановки. Расстояние по высоте от наиболее выступающих частей оборудования внизу вагона до уровня головки рельса пути составляет 0,4-0,6м.; специальных вагонов, платформ, изотермических вагонов с машинным охлаждением он ещё меньше. Чтобы человек мог пройти под препятствием в устойчивом положении «нагнувшись», свободное пространство должно быть не менее 1,3м.
Правила техники безопасности обязывают всех работающих на путях станции для перехода с одной стороны занятого вагонами пути на другую пользоваться переходными площадками вагонов. Переход под вагонами не ограждённого состава категорически воспрещается. Пешеходы должны переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами. На станциях, где мостов и тоннелей нет, пассажиры должны переходить железнодорожные пути, где установлены указатели «ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ПУТИ».
Перед переходом по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.
При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить их, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
Подходя к железнодорожному переезду, пассажиры должны внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума, а при его отсутствии, прежде чем перейти, необходимо убедиться, не приближается ли к переезду поезд, локомотив, вагон.
Пассажирам запрещается:
ходить по железнодорожным путям;
переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления;
переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него не менее 400 м;
переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании светофора переездной сигнализации;
на станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;
проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 м от крайнего рельса;
проходить по железнодорожным мостам и тоннелям не оборудованными дорожками для перехода пешеходов;
подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться;
на электрифицированных участках подниматься к спускам, идущим от опоры к рельсу;
приближаться к лежащему на земле электрическому проводу на расстояние ближе 10 м.
Правила безопасности пассажиров:
посадку, высадку в вагоны следует производить только после полной остановки поезда;