Пассажирские платформы сооружаются на всех видах станциях и пассажирских остановочных пунктах, а также на разъездах и обгонных пунктах, где производятся посадка и высадка пассажиров. По расположению пассажирские платформы подразделяются на основные, примыкающие к пассажирскому зданию, или боковые, расположенные с внешней стороны главных путей на остановочных пунктах, и промежуточные, расположенные между путями. Пассажирские платформы могут быть низкими, возвышающимися на 0.2 м над уровнем головки рельса, и высокими, возвышающимися на 1.1 м.
Длина платформы соответствует, как правило, наибольшей длине пассажирского состава и составляет обычно 400 – 500 м, а платформ, обслуживающих только пригородное движение, до 300 м.
Ширина платформы зависит от интенсивности и характера пассажиропотоков (дальние, местные, пригородные), скоростей движения пассажирских поездов, типа платформы (основная, боковая, промежуточная), числа и расположения выходов с платформы и размеров устройств, которые размещаются на ней (сходы пешеходного моста, павильоны и т.п.) и может составлять 3 – 12 м.
Наименьшие нормированные освещенности зависят от интенсивности пассажиропотоков (малый, средний, интенсивный), нормируются по СНиП 23-05-95, и составляют соответственно 2; 3 и 5 лк.
Для освещения пассажирских платформ применяются в основном два способа: установка светильников на опорах и цепная подвеска светильников, закрепляемая на опорных и поддерживающих конструкциях контактной сети (см. рисунок 6.1). Иногда применяется простая тросовая подвеска. Высота установки светильников при цепной подвеске определяется положением нижнего фиксирующего троса контактной сети и составляет над высокими платформами 6м и над низкими 7м.
а) – боковая платформа; б) – промежуточная платформа на участке с электрической тягой; 1 – жесткая поперечина контактной сети; 2 – светильник на опоре; 3 – светильник на цепной подвеске.
Рисунок 6.1 – Способы расстановки светильников.
В данном проекте рассматривается строительство высокой посадочной платформы №8,шириной 7,87 метров и длиной 230 метров. В соответствии ос СНиП 23-05-95 при средней интенсивности пассажиропотока нормированная освещенность составляет 3 лк.
Целесообразно применить цепную подвеску. Она крепиться к конструкциям жестких или гибких поперечин контактной сети. Основное преимущество такого решения осветительной установки состоит в том, что отпадает необходимость в опорах для светильников. В свою очередь отсутствие опор (особенно на узких промежуточных платформах) позволяет беспрепятственно использовать передвижную технику для механизированной очистки платформы от снега и мусора и обеспечивает свободный поезд почтово-багажных тележек. Использование цепной подвески во многих случаях может быть более экономичным по сравнению с установкой светильников на опорах. Расчеты показывают, что экономическая целесообразность применения цепной подвески возрастает с увеличением нормированной освещенности и длины платформы.
Применение цепной подвески светильников всегда более экономично на промежуточных платформах по сравнению с боковыми и на высоких платформах по сравнению с низкими. Экономически нецелесообразно применять цепную подвеску на коротких низких боковых платформах длинной до 220 м при нормируемой освещенности 3 лк и длинной до 400 м при освещенности 2 лк.
Выбор типа светильника
Светотехническими параметрами светильников, определяющими его эффективность и область применения, являются распределение силы света, коэффициент полезного действия и др.
Для осветительных установок путевого развития железнодорожных станции светораспределение световых приборов определяется исходя из требований обеспечения нормируемых минимальных значений освещенности и наибольшей равномерности распределения освещенности, что обеспечивает наиболее рациональное использование световой энергии.
Исходя из перечисленных условий для освещения улиц используются светильники с широкой (Ш) и реже с полуширокой (Л) кривой распределения силы света в меридиональной плоскости в = 900 с ограничением силы света в зоне углов б = 75-900 от вертикали.
Подвесные и консольные светильники обычно в горизонтальной плоскости осевое (О), боковое (Б) или круглосимметричное светораспределние (КС).