Электровоз 2ЭС4К «Дончак» – это высокоэффективный современный грузовой двухсекционный восьмиосный электровоз постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями, осевой мощностью 750 кВт, максимальной скоростью в эксплуатации 120 км/ч. Электровоз предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах колеи 1520 мм, электрифицированных на постоянном токе напряжением 3 кВ. 2ЭС4К создаются в ЗАО "Трансмашхолдинг" как выгодная альтернатива проведения МЛП (модернизации локомотивов с продлением сроков эксплуатации) электровозов ВЛ10, ВЛ11, эксплуатируемых ОАО "РЖД".
Особенности конструкции:
Электровоз состоит из двух секций. Каждая секция электровоза имеет кабину управления и комплект оборудования, обеспечивающий работу одного электровоза, а также работу по системе многих единиц в составе двух электровозов (2х2ЭС4К) или в составе трех секций. Электровоз 2ЭС4К унифицирован с электровозом 2ЭС5К по узлам механической части, кабине управления, пневматическому, тормозному и другому оборудованию. Электрическая схема обеспечивает работу электровоза в режиме тяги, электрического (рекуперативного и реостатного) торможения, выбега и стоянки. В тяговом режиме работы электровоза электрическая схема обеспечивает работу тяговых электродвигателей с независимым и последовательным возбуждением, в режиме рекуперативного и реостатного торможения – с независимым возбуждением при питании от статистического преобразователя. Регулирование скорости электровоза осуществляется ступенчато с тремя группировками тяговых двигателей: последовательное, последовательно-параллельное и параллельное соединение. Электровоз имеет ходовую часть, отвечающую современным требованиям; передача силы тяги и торможения от тележек к кузову осуществляется цельными наклонными тягами. Кузов и тележки связаны между собой в вертикальном и поперечном направлениях с помощью упругих и демпфирующих элементов.
Первая ступень подвешивания – винтовые пружины сжатия, вторая ступень – на пружинах «Флексикойл». Современная кабина управления с улучшенными условиями труда локомотивной бригады.
Трехфазные асинхронные электродвигатели для привода вентиляторов охлаждения тяговых двигателей, компрессоров с питанием от статического преобразователя. Предусмотрена возможность регулирования производительности вентиляторов охлаждения тяговых двигателей в зависимости от их температуры. Электровоз оборудован холодильником и сантехническим оборудованием (умывальник, туалет).
Современные системы безопасности движения:
- комплексное локомотивное устройство обеспечения безопасности (КЛУБ-У);
- телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ);
- система автоматического управления торможением поездов (САУТ-ЦМ/485).
Технические данные электровозов ВЛ-10У и 2ЭС4К (см. табл.1)
Таблица 1
Технические данные: |
2ЭС4К |
ВЛ-10у |
Номинальное напряжение, В |
3000 |
3000 |
Формула ходовой части |
2(2о-2о) |
20-20-20-20 |
Колея, мм |
1520 |
1520 |
Нагрузка от оси на рельсы, кН (тс) |
24,0±0,5 |
25±0,5 |
Разность поколесной (для одной оси)нагрузки, кН (тс), не более |
0,5 |
0,5 |
Мощность часового режима на валах тяговых двигателей, кВт, не менее |
6400 |
5360 |
Сила тяги часового режима, кН (тс), не менее |
434(44,3) |
395(39,5) |
Скорость часового режима, км/, не менее |
52 |
48,7 |
Мощность продолжителього режима на валах тяговых двигателей, кВт, не менее |
5920 |
4600 |
Сила тяги продолжительного режима, кН, (тс), не менее |
391 |
3200 |
Скорость продолжительного режима, км/ч не менее |
53,4 |
51,2 |
Максимальная скоростьв эксплуатации, км/ч |
120 |
100 |
КПД в продолжитльном режиме, не менее |
0,88 |
0,9 |
Масса электровоза с 0,67 запаса песка, т |
192±4 |
200±4 |
Электрическое торможение |
рекуперативное, реостатное |
рекуперативное, реостатное |
Номинальная длина электровоза по осям автосцепок, мм |
35004 |
32840 |
Номинальная высота от оловки рельса до рабочей поверхности полоза токоприёмника в опущенном положении, мм |
5050 |
5120 |
Высота от головки рельса до оси автосцепки, мм |
1060±20 |
1040-1080 |