Определение запаса топлива является очень важной задачей при проектировании топливной системы силовой установки самолета. При расчете необходимого запаса топлива пользуются характеристиками расхода топлива двигателя, установленного на самолете.
Удельный часовой расход топлива на крейсерском режиме двигателя Д-436Т1 составляет:
.
Километровый расход топлива определим по формуле:
, [2]
Километровый расход топлива для одного двигателя определим в зависимости от его силы тяги на крейсерском режиме.
, [2]
С учетом того, что заданная дальность полета составляет 4000 км, определим массу топлива:
,
Соответственно масса топлива, необходимая для двух двигателей, составит:
С учетом запаса топлива (невырабатываемый остаток, затраты на рулежку и т.п.) общая масса топлива составит:
Итак, для полета на максимальную дальность необходимо иметь на борту около 9300 кг топлива. Объем этого топлива при его плотности составит:
При этом объем топливных баков будет равен:
Топливо размещается в семи баках кессонах, которые нумеруются по группам в зависимости от очередности выработки топлива бак нулевой и части баков первой очереди размещены в центроплане, баки второй и третей очереди – в консольных частях крыла. Баки третей очереди имеют расходные отсеки. В конструкции топливных баков при заправке по уровень заливных горловин предусмотрено свободное пространство на температурное расширение топлива при стоянке самолета.
В баках установлены топливные насосы, гидроуправляемые и поплавковые клапаны, топливные перекрывные краны системы централизованной заправки, датчики системы управления и измерения топлива, клапаны слива отстоя. Внутри баков проходят трубопроводы топливной системы и трубопроводы е электроприводами.
Для герметизации швов баков-кессонов, мест установки фланцев проходников, мест крепления агрегатов и штуцеров разъемов трубопроводов используется герметик УЗОМЭС-5М
Для герметизайии съемных панелей, люков и датчиков топливомера применяются резиновые прокладки.