Масляная система предназначена для обеспечения смазки трущихся поверхностей двигателя и отвода тепла от его агрегатов и деталей, вызываемого трением, а также для выноса твердых включений, которые образуются между трущимися поверхностями.

Прекращение подачи масла, даже кратковременное, приводит к перегреву двигателя, разрушению его подшипников, заклиниванию поршней, ротора, обрыву шатунов и в итоге к разрушению двигателя.

Масло в силовых установках используется также в качестве рабочей жидкости различных автоматических устройств, механизмов угла установки лопастей винта, командно-топливных агрегатов, регуляторов оборотов и т.п.

Маслосистема самолета состоит из двух участков: внешнего и внутреннего. Внешний участок является составной частью силовой установки, внутренний – составной частью непосредственно двигателя. Рассмотрим устройство и работу внешнего участка масляной системы.

Задачи внешней маслосистемы:

- Обеспечить надежную подачу масла к двигателю при любых возможных условиях работы двигателя и систем самолета;

- Обеспечить подачу масла под достаточным давлением при определенной температуре и вязкости (по давлению масла судят косвенно о количестве масла, поступающего в двигатель; по температуре судят о теплонапряженности двигателя);

- Отвод масла (полный) от двигателя (что бы не было скапливания, что может привести к барботажу);

- Должно быть обеспечено охлаждение и очистка масла, выходящего из двигателя.

- Возможность ускоренного прогрева масла;

- Запас масла дожжен обеспечить требуемое время полета;

- На ЛА с несколькими двигателями каждый двигатель имеет свою автономную внешнюю маслосистему;

- Должно быть обеспечено выделение из масла воздуха и газов;

- Должна быть обеспечена надежная очистка масла от примесей;

- Должен быть обеспечен удобный подход к агрегатам системы с точки зрения их обслуживания;

На данном самолете применена короткозамкнутая схема маслосистемы, в которой возможна удовлетворительная очистка масла от воздуха с помощью центрифуги, без пропускания циркулирующего объема масла через маслобак.

Масло в основном циркулирует по контуру «двигатель – откачивающий насос – центрифуга – радиатор – нагнетающий насос – двигатель». Пополнение двигателя маслом производится через эжектор.

Такая схема обеспечивает:

- быстрый прогрев масла (вследствие того, что по основному контуру циркулирует только масло, находящееся в двигателе, трубопроводах и агрегатах);

- хорошую высотность (благодаря возможности создать подпор на входе в основной насос);

небольшая емкость маслобака (поскольку вспененное масло в бак не возвращается, то он является резервуаром для хранения запаса масла, расходуемого в полете). Небольшая емкость маслобака является в то же время и недостатком, так как бак не используется для охлаждения масла, в связи с чем требуется большая поверхность охлаждения радиатора, увеличиваются его вес и габариты.

Схема маслосистемы на данном самолете представлении на рис. 7.

Рис.7.