Машины предназначены для облегчения или замены физического и умственного труда человека и повышения его производительности. Оснащение отраслей народного хозяйства современными машинами свидетельствует об их уровне научно-технического прогресса.
Основными требованиями, предъявляемыми к машинам, являются работоспособность, надежность, технологичность и экономичность.
При конструировании и изготовлении машин должен строго соблюдаться Государственные стандарты (ГОСТы).
Основными направлениями развития отечественного машиностроения являются: увеличение мощности и производительности машин, быстроходности и равномерности хода, повышение коэффициента полезного действия, автоматизация рабочих циклов машин, точность работы машин, стандартизация и взаимозаменяемость деталей и узлов, удобство и безопасность обслуживания, компактность.
Редуктором называют механизм, выполненный в виде отдельного агрегата, служащий для понижения угловой скорости и соответственно повышения крутящих моментов.
Редуктор - неотъемлемая составная часть современного оборудования. В приводах общемашиностроительного назначения, разрабатываемых при курсовом проектировании, редуктор является основным и наиболее трудоемким узлом.
Приведем краткую характеристику основных типов редукторов, применяемых в приводах:
1. Одноступенчатые цилиндрические редукторы обычно выпускаются в интервале передаточных чисел u = 2...6, 3, в основном с косозубым зацеплением, при больших межосевых расстояниях - с шевронными колесами. Прямозубые передачи применяются редко. Выбор схемы расположения осей валов (горизонтальной или вертикальной) определяется условиями компоновки привода.
2. Одноступенчатые конические редукторы служат для передачи крутящего момента между пересекающимися осями, обычно под углом 90°. Конические колеса в изготовлении менее технологичны, чем цилиндрические. Зацепление выполняется в основном с круговыми зубьями со средним углом наклона линии зуба 35°. Передаточное число редуктора с прямозубыми колесами u < 4, с круговыми зубьями – u < 5.
3. Цилиндрические двухступенчатые редукторы развернутой схемы применяются обычно в интервале передаточных чисел u = 8...40 Простота конструкции обусловила широкое их применение в промышленности. Несимметричное расположение колес относительно опор вызывает концентрацию нагрузки по длине зуба, поэтому такие редукторы требуют жестких валов.
4. Цилиндрические двухступенчатые редукторы с раздвоенной быстроходной ступенью характеризуются симметричным расположением колес тихоходной передачи. Для обеспечения равномерной нагрузки обеих зубчатых пар быстроходной ступени их выполняют косозубыми с противоположным направлением зубьев. При этом наименее нагруженные быстроходный и промежуточный валы устанавливают на роликовых цилиндрических опорах с безбортовым наружным кольцом для обеспечения осевого перемещения.
К недостаткам редуктора относятся технологические требования, связанные с обеспечением одинакового углового положения шпоночных пазов относительно зубьев раздвоенного колеса, симметричного расположения зубьев раздвоенной шестерни в окружном направлении.
Редукторы имеют ограниченное применение и используются в тяжело нагруженных приводах.
5. Соосные редукторы характеризуются малыми габаритами по длине и симметричным расположением зубчатых колес относительно опор быстроходного и тихоходного валов. Они удобны при компоновке привода.
Недостатки соосных редукторов: недогруженность быстроходного вала, большие габариты в направлении геометрических осей, большая длина промежуточного вала.
6. Коническо-цилиндрический редуктор предназначен для передачи движения между пересекающимися осями валов. Интервал передаточных чисел: при прямозубых конических колесах u = 22, при конических круговых зубьях - до 31,5. Для конических передач характерны меньшая нагрузочная способность и высокая стоимость изготовления; чувствительность к ошибкам монтажа; концентрация нагрузки по длине зуба, обусловленная консольным расположением шестерни относительно опор.
При монтаже шестерни между опорами вала неравномерность нагрузки предупреждается, но при этом усложняется конструкция редуктора.
7. Червячный редуктор с цилиндрическим червяком применяется для передачи движения между перекрещивающимися осями валов. Различают три компоновочные схемы червячных редукторов: с нижним, верхним и боковым расположением червяка.
Если окружная скорость 4...6 м/с, принимают нижнее расположение червяка, обеспечивающее лучшие условия смазки зацепления и подшипников. При больших скоростях возрастают потери на размешивание смазки, поэтому рекомендуется верхнее расположение червяка. В этом случае ухудшаются условия смазки, особенно при запуске редуктора.
Червячные редукторы с боковым расположением червяка применяются в тех случаях, когда это оправдано условиями компоновки (приводы подвесных конвейеров, всевозможных поворотных устройств и т. п.).
Схема М.11 Привод пластинчастого транспортера
- Выбор электродвигателя и кинематический расчет двигателя
- Расчет червячной передачи редуктора
- Расчет цилиндрической зубчатой передачи редуктора
- Проектировочный расчет валов редуктора
- Конструктивные размеры червячного и зубчатых колес
- Конструктивные размеры корпуса редуктора
- Первый этап компоновки редуктора
- Второй этап расчета валов
- Проверочный расчет подшипников
- Второй этап компоновки
- Расчет шпоночных соединений
- Уточненный расчет валов
- Посадки червячного и зубчатых колес, муфты и подшипников
- Выбор сорта масла
- Сборка редуктора
- Выбор муфты и проверочный расчет