- Отсутствие четкого порядка, правил размещения государственного заказа субъектов РФ на пригородные перевозки;
- Отсутствие универсальной методики расчета объема и механизма предоставлений субсидий ППК;
- Отсутствие решения проблемы обновления подвижного состава.
Среди частных проблем можно выделить:
- Пробелы в тарифном регулировании;
- Пробелы в регулировании безбилетного проезда (администрирование штрафов);
- Отсутствие механизма распределения пропускной способности между грузовыми, дальними и пригородными пассажирскими поездами разных перевозчиков.
В заключение следует отметить, что при сохранении существующего положения пригородные перевозки будут развиваться инерционно, а скорее всего – постепенно деградировать. При отсутствии системного решения со стороны субъекта РФ в регионе может остаться лишь небольшое количество пригородных поездов.
В 2012 году железнодорожным транспортом в пригородном сообщении перевезено более 1 млрд. человек и более 116,5 млн. человек – в дальнем следовании. Общая сумма государственной поддержки пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в 2013 году составляет 39,8 млрд рублей.
В том числе:
- 25 млрд рублей – субсидии, предназначенные для поддержки пассажирских перевозок на 2013 год для компенсации тарифа на услуги по предоставлению инфраструктуры при осуществлении пригородных перевозок. В 2014 году Министерство финансов России планирует двукратное сокращение бюджетной поддержки пригородной инфраструктуры, а в 2015 м – до 6,25 млрд. рублей и полное прекращение государственной поддержки в последующие годы;
- 14,8 млрд рублей – субсидии на компенсацию выпадающих доходов от регулирования тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах. 1,2 млрд рублей из этой суммы – субсидии, предусматривающие проезд школьников в поездах дальнего следования по льготным тарифам.
Такое сокращение государственной поддержки пассажирских перевозок приведет к снижению их ценовой и территориальной доступности.
Полное отсутствие субсидий приведет к отмене пригородного сообщения на отдельных участках РФ. Граждане, проживающие в удаленной от городов местности, будут отрезаны от них, до тех пор, пока не введут новые автобусные маршруты. Следовательно, школьники, студенты и граждане, работающие в городе, не смогут посещать учебные заведения и работать. Особенно остро эта проблема коснется малоимущих граждан, у которых нет личного автомобиля. Льготы, распространяющиеся на железнодорожный проезд, не будут действовать на автобусные билеты (в случае с коммерческими автобусами).
Нельзя допустить отмены и закрытия пригородного сообщения, именно поэтому стоит повысить экономическую эффективность пригородного пассажирского комплекса Дальнего Востока и РФ в целом.
Чтобы решить проблему, необходимо установить четкие, обязательные для всех правила – принять федеральный закон «Об организации регулярных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении», принять соответствующие изменения в другие законы, ввести недостающие подзаконные акты. В итоге, будет создан прочный фундамент для пригородных перевозок, где роли участников, их права и обязанности, ответственность будут четко расписаны. Тогда можно будет оптимизировать пригородные перевозки до реально необходимого объема.