Под грузовым контейнером для международных (а также внутренних) перевозок понимается единица транспортного оборудования многократного использования. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, что достигается достаточной прочностью контейнера в течение установленного срока службы.
Контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные контейнеры предназначены в основном для тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов. Специализированные -для ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов: сыпучих, жидких, скоропортящихся, опасных.
Независимо от назначения все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип «от двери до двери».
Основными типы контейнеров представлены в (приложение Д) Важнейшими эксплуатационными параметрами контейнеров являются внутренние размеры, такие как ширина дверного проема, высота и внутренний объем, а также масса перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу брутто.
Основные внешние отличительные признаки контейнеров, которые должны знать грузоотправители и грузовладельцы, следующие.
Контейнеры массой брутто 20 и 24 т (IC и ICC) имеют одинаковую длину (20 футов, что чуть более б м), а контейнеры массой брутто 30,5 т (IA и IAA) в 2 раза длиннее.
Вся необходимая информация о параметрах контейнера нанесена на его боковые стенки, двери и крышу в виде маркировочного кода. Структура маркировочного кода состоит, как правило, из двух строк, хотя форма представления может быть иной. Структура маркировочного кода и содержит 17 знаков: 6 букв латинского алфавита и 11 арабских цифр. В маркировочном коде заложены следующие сведения.
Первая строка — это кодовое обозначение владельца контейнера, которое состоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых — буква U обозначает признак транспортного оборудования под названием «Контейнер грузовой». Первые три буквы — соответственно буквенный код владельца, официально включенный в международный реестр контейнеровладельцев.
Вторая строка маркировочного кода также состоит из двух частей — буквенной и цифровой.
Буквенная часть содержит две прописные (в некоторых случаях — три) буквы латинского алфавита, составляющие кодовое обозначение страны владельца контейнера (закодированное в первой строке маркировочного кода). Три буквы кода страны имеют контейнеры выпуска до 1984 г. При этом в качестве третьей буквы могла быть использована латинская буква «X».
Идентификация кодового обозначения страны содержится в международном стандарте ИСО 3166-88 «Коды для представлений названий стран». Кроме того, каждое государство имеет и цифровые трехзначные коды, которые на контейнере не отражены.
Цифровые сведения второй строки маркировочного кода состоят из четырех цифр и содержат обозначения размера и типа контейнера (по две цифры на каждую позицию).
Первые две цифры указывают на размеры контейнера, как по длине, так и по высоте.
Первая обозначает длину: 1 — 10 футов (2991 мм, ГОХ),2— 20 футов (6058 мм), 3— 30 футов (9125 мм), 4— 40 футов (12 192 мм). Вторая обозначает высоту: 0 и 1—2438 мм; 2 и 3—2591 ым; 4 и 5—более 2591 мм (хотя пока такая высота для контейнеров не применяется), и наличие паза для Г-образных прицелов типа «гусиная шея»: 0 и 2 — без такого паза; 1 и 3 — с пазом.
Вторые две цифры обозначают тип контейнера (универсальный или специализированный и с различными конструктивными особенностями).
Структура маркировочного кода специализированных контейнеров
Крупнотоннажные контейнеры (ГОСТ 25290-82)
Первая строка: ХХХХ ХХХХХХ Х (всего 11 знаков)
ХХХХ - буквенный код владельца (МПС имеет код RZD)
-латинская буква U как признак кода контейнера
ХХХХХХ - серийный номер контейнера
Х - контрольное число, рассчитывается по установленному правилу