Узлы вагонов в местах, подлежащих сварке, должны быть полностью очищены от окалины, ржавчины, краски, грязи и масла. Зачистку мест, подлежащих восстановлению сваркой или наплавкой, следует производить, как правило, механизированным способом с использованием абразивных кругов, стальных проволочных щеток, дробеструйным и другими способами до металлического блеска. При неполной очистке свариваемых кромок, в особенности зазора, необходимо продувать детали сухим сжатым воздухом или прожигать места сварки газовым пламенем непосредственно перед сваркой. Удаление дефектных швов, разделка трещин и подготовка скосов на кромках элементов, изготовленных из углеродистых и низколегированных сталей, следует выполнять фрезерованием, строганием, рубкой, дуговой и кислородной строжкой или резкой. Допускается разделка трещин сверлением с последующим механическим удалением перемычек. Для дуговой строжки и резки следует применять электроды типа ОЗР. Допускается использовать электроды других марок, обеспечивающие удовлетворительное качество раз. В тех случаях, когда это предусмотрено технологическими инструкциями, допускается применять воздушно-дуговую строжку и резку. Кромки узлов и деталей после кислородной резки должны быть зачищены от шлака, натеков и капель металла. Удаление дефектных швов, разделку трещин, подготовку кромок на узлах и деталях, изготовленных из нержавеющих сталей и алюминиевых сплавов, рекомендуется производить механическими способами. Разделку сквозных трещин следует выполнять на всю глуби ну поврежденного металла до целого металла и по длине на 15 — 20 мм далее видимых границ трещины. Концы трещин должны быть засверлены сверлами диаметром б — 12 мм и раззенкованы на 1/2 — 1/3 толщины металла. Допускается определять границы трещины, нагревая ее газовой горелкой до температуры 100 — 150 °С. Расположение трещины помечается кернами для последующей ее разделки. В случае применения воздушно -дуговой, газокислородной строжки или электродуговой резки допускается концы трещин не засверливать, при этом разделку производить с плавным выходом на поверхность далее концов трещины. Конструктивные элементы и размеры подготовленных кромок ремонтируемых и свариваемых новых деталей и элементов конструкций, размеры выплавляемых швов и допускаемые отклонения по ним должны соответствовать гост 5264 — 80 и 11534— 75 для ручной дуговой сварки, гост 14771 —76 для дуговой сварки в защитных газах, гост 8713 —79 и 11533 —75 для дуговой сварки под флюсом. Конструктивные элементы швов сварных соединений для дуговой сварки алюминия и алюминиевых должны соответствовать гост 14806 —80, для соединений, вы полненных контактной сваркой, — гост 15878 — 79, для точечных соединений 14776 — 79. В местах, подлежащих сварке, после разделки трещин и под готовки кромок обязательна зачистка основного металла до металлического блеска на расстоянии не менее 20 мм по обе стороны от границ разделанных кромок Края подготавливаемых накладок, косынок, вставок и выводных планок также должны быть зачищены до металлического блеска.
Металлоконструкции вагонов в местах, подлежащих ремонту, а также металлический прокат для изготовления отдельных элементов металлоконструкций, имеющие деформации (прогибы, вмятины, искривления и др.), которые превышают допустимые стандартами и технической документацией, должны быть предварительно выправлены. Правку следует выполнять на прессах, вальцах или устройствах, обеспечивающих плавное приложение нагрузок. Отдельные неровности и искривления на листах толщиной до З мм разрешается править вручную на ровных чугунных плитах или столах из твердых пород дерева. Горячую и холодную правку необходимо выполнять по технологии, исключающей появление трещин, надрывов и пережогов металла. Допускается правка металла при местном нагреве отдельных участков. Темпера режим горячей правки должен быть оговорен в ТУ на ремонт конкретной детали и узла вагона или же указан в технологическом процессе ремонтного предприятия. Не подлежащие сварке кромки несущих конструкций, а так же кромки накладок и вставок, узлов и элементов ответственных конструкций, выполненные газопламенной и дуговой резкой, на гильотинных ножницах и штампах, должны быть скругленными, не иметь выступов и неровностей. Вырывы, надрывы и другие дефекты, появившиеся в результате обработки, необходимо устранить, соблюдая плавность перехода от обработанного места к необработанному. Кромки прокатных профилей допускается оставлять без дополнительной обработки. Сборку под сварку элементов конструкции необходимо производить в сборочно-сварочных кондукторах, приспособлениях, кантователях и манипуляторах. При постановке вставок и усиливающих накладок их следует прижимать или закреплять фиксаторами, струбцинами, болтами либо другими приспособлениями. Сборочно-сварочная оснастка должна обеспечивать свободный доступ к местам сварки, удобство ее выполнения и быть рассчитана преимущественно на сварку и наплавку в нижнем положении. При фиксировании взаимного расположения свариваемых деталей при помощи прихваток сечение их не должно превышать 1/3 сечении шва. максимальное сечение — не более 25 — 30 мм Прихватки рекомендуется выполнять покрытыми электродами, в защитных газах или под флюсом.