Система охлаждения (рис. 14) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Система состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, насоса охлаждающей жидкости 15, термостата 8, радиатора, расширительного бачка, сливных краников 1 и 2, датчиков температуры и перегрева охлаждающей жидкости, пробки расширительного бачка.
В систему также включен радиатор 5 отопителя кабины, а также радиатор 4 дополнительного отопителя и электронасос 3 системы отопления (на автофургонах с двумя рядами сидений и автобусах).
Оптимальную температуру охлаждающей жидкости 80-90°С поддерживает термостат, действующий автоматически. В холодное время года для поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости целесообразно использовать чехол, устанавливаемый на облицовку радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов есть указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109°С. Датчик сигнальной лампы также ввернут в корпус термостата. При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель, найти и устранить причину перегрева.
Термостат типа ТС107-01 с твердым наполнителем, двухклапанный, расположен в корпусе, установленном на выходном отверстии головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.
Основной клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 78-82°С. При температуре 94°С он полностью открыт.
При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя. При полностью
Рис. 13. Схема системы вентиляции картера двигателя:
А - чистый воздух; В - смесь чистого воздуха с картерными газами; С - картерные газы; 1 - воздухозаборный шланг; 2 - воздухозаборный патрубок; 3 корпус воздушного фильтра; 4 - уплотнительная прокладка; 5 - крышка воздушного фильтра; 6 - фильтрующий элемент; 7 и 10 -шланги; 8 - защелка; 9 - калиброванное отверстие в корпусе дроссельных заспонок карбюратора; 11 - маслоотделитель; 12 - крышка клапанов
Рис.14. Схема системы охлаждения двигателя: I - схема соединения элементов системы отопления автофургона с одним рядом сидений; II - схема соединения элементов системы отопления автофургона с двумя рядами сидений и автобуса; 1 - сливной краник на блоке цилиндров; 2 - краник отопителя; 3 - электронасос системы отопления; 4 - радиатор допол>ш%5"<ъул>то ъкшк&ш, Ъ. - радиатор отопителя; 6 - отводящий шланг радиатора отопителя; 7 - впускная труба; 8 - термостат; 9 - датчик теплового состояния двигателя; 10 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, - д-kvw, «жм&яьнай. пампы аварийной температуры охлаждающей жидкости; 12 - радиатор; 13 - сливная пробка радиатора; 14 - вентилятор; 15 - насос охлаждающей жидкости открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения
Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.