В современном мире все механизмы приводятся в движение при помощи различных двигателей, человеку трудно представить свое существование без их помощи.

Один из самых распространенных двигателей – двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Его устанавливают на автомобили, корабли, тракторы, моторные и т.д., во всём мире насчитывается сотни миллионы таких двигателей. Существует два вида двигателей внутреннего сгорания – бензиновые и дизельные.

Бензиновые ДВС работают на жидком горючем (бензине, керосине и т.п.) или на горючем газе (сохраняемом в сжатом виде в стальных баллонах). Проектируют двигатели где горючим будет водород.

Основная часть ДВС – один или несколько цилиндров, внутри которых происходит сжигание топлива. Отсюда и название двигателя.

Внутри цилиндра движется поршень – металлический стакан, опоясанный пружинящими кольцами (поршневые кольца), вложенными в канавки на поршне. Поршневые кольца не пропускают газов, образующихся при сгорании топлива, в в промежутке между поршнем и стенками цилиндра. Поршень снабжен металлическим стержнем – пальцем, он соединяет поршень с шатуном. Шатун передаёт движения поршня коленчатому валу.

Верхняя часть цилиндра сообщается с двумя каналами, закрытыми клапанами. Через один из каналов – впускной, подаётся горючая смесь, через другой – выпускной, удаляются продукты сгорания. В верхней части цилиндра помещается свеча – приспособление для зажигания горючей смеси посредством электрической искры.

Наибольшее распространение получил четырёхтактный двигатель. 1-ый такт – впуск (всасывание). Поршень, двигаясь вниз, засасывает горючую смесь. 2-ой такт – сжатие. Впускной клапан закрывается, поршень, двигаясь вверх, сжимает горючую смесь, при сжатии она нагревается. 3-ий такт – рабочий ход. Поршень достигает верхнего положения, смесь поджигается электрической искрой свечи, сила давления газов раскалённых продуктов горения – толкает поршень вниз. Движение поршня передаётся коленчатому валу, вал поворачивается, и тем самым производится полезная работа. Произведя работу и расширяясь, продукты сгорания охлаждаются, давление в цилиндре падает почти до атмосферного. 4-ый такт – выпуск (выхлоп). Открывается выпускной клапан, отработанные продукты сгорания выбрасываются через глушитель в атмосферу.

Из четырёх тактов двигателя только один, третий, - рабочий. Поэтому двигатель снабжают моховиком, инерционным двигателем, запасающим энергию, за счёт которой коленчатый вал вращается в течении остальных тактов. Отметим, что одноцилиндровые двигатели устанавливают главным образом на мотоциклах. На автомобилях, тракторах для более равномерной работы ставят 4, 6, 8 и более цилиндров на общем валу.

Так как человек не может обойтись без двигателей, то он должен знать и уметь их ремонтировать. Двигатель является наиболее важной частью автомобиля. Если двигатель выйдет из строя, то автомобиль будет бесполезен.

Когда я проходил практику на сервисе, я работал на агрегатном участке, где делали капитальный ремонт двигателя, и эта работа меня заинтересовала и понравилась, поэтому я выбрал тему дипломной работы «Разработка технологического процесса ремонта головки и блока цилиндров двигателя ЗМЗ 4063».

По оценочным показателям двигатель ЗМЗ-4063.10 находится на уровне лучших зарубежных двигателей аналогичного класса и назначения. Применение блока цилиндров из чугуна обеспечивает жесткость конструкций. Микропроцессорная система управление впрыском топлива и зажиганием с обратными связями по датчикам детонации и кислорода в отработавших газах позволяет оптимизировать подачу топлива и угол опережения зажигания с учетом параметров окружающей среды и состояния двигателя, обеспечивает высокие технико-экономические показатели по мощностным параметрам.

Несмотря на то, что элементы конструкции двигателя ЗМЗ 4063 выполняются из современных сплавов цветных и черных металлов, резиносодержащих материалов, различных пластиков происходит их износ и старение, выходят из строя маслосъемные колпачки, клапаны и компрессионные кольца. В результате выхода из строя составляющих двигатель деталей случаются аварийные ситуации, приводящие к выходу двигателя из строя. Неисправности требуют ремонта и выполняются непосредственно пользователями автомобилей, техническим персоналом станций технического обслуживания. Поэтому тема дипломной работы «Разработка технологического процесса ремонта головки и блока цилиндров двигателя ЗМЗ 4063», в которой разрабатывается порядок выполнения операций разборки-сборки блока цилиндров и головки блока, является актуальной, а специальность «техник» востребованной для выполнения ремонтных работ по двигателю.

Целью моей работы является:

Разработка технологического процесса ремонта головки и блока цилиндров двигателя ЗМЗ 4063 более выгодным путем для клиента.

Задачи:

- Изучение устройства двигателя

- Изучение возможных неисправностей

- Диагностика и нахождение неполадок

- Экономический расчет возможных вариантов ремонта и выявление наиболее выгодного

- Подбор инструкций по охране труда