Для выполнения действующих и перспективных норм выбросов вредных веществ АТС с воспламенением от сжатия и искровым зажиганием необходимо применение комплекса мероприятий (табл. 6.1 и 6.2), что реализуется в современных конструкциях двигателей.
В качестве основных мероприятий по снижению шума одиночных транспортных средств используются (данные НАМИ): глушители абсорбционные, реактивные (рефлексные) и комбинированные. Снижение шума в абсорбционных глушителях происходит за счёт поглощения звуковой энергии в применяемых для них звукопоглощающих материалах, а в реактивных глушителях – в результате отражения звука обратно к источнику.
—картерные детали двигателя с высокой изгибной жестокостью – снижение вибрационного отклика на частотах 1–2 кГц способствует уменьшению структурного шума на 1–4 дБА;
—вибропоглощающие слоистые материалы типа “металл – пластик – металл” в качестве малонагруженных корпусных деталей (клапанные крышки, масляный поддон и т.п.) – внешний шум автомобиля снижается на 1–2 дБА;
—двухступенчатый впрыск топлива, муфта отключения вентилятора, шкив коленчатого вала спицевидной конструкции позволяют снизить структурный шум поршневого двигателя на 3–10 дБА;
—экраны с акустическими материалами позволяют снизить внешний шум автомобиля на 2–4 дБА.
Малошумный дренажный асфальт в первые два года эксплуатации даёт снижение шума до 5 дБА, а затем эффект исчезает.
Таблица 6.1- Мероприятия, обеспечивающие выполнение перспективных норм токсичности транспортными средствами с дизельными двигателями (данные НАМИ).
Мероприятия |
EURO —1 |
EURO —2 |
EURO —3 |
EURO —4 |
Сроки внедрения |
1.Топливная аппаратура с высоким давлением вспрыскивания: 50-80 МПа 80-100 МПа 100-150 МПа 2.Электронная система управления топливоотдачей: nаккумуляторная топливная системаадаптивное микропроцессорное (МП) управление силовым агрегатом 3.Турбонаддув: с повышенным КПД турбокомпрессора регулируемый наддув охлаждение надувочного воздуха с системой глубокого охлаждения 4.Топливо: дизельное с содержанием серы до 0,05%газовое (газодизельный цикл) диметилэфир 5.Антитоксичные системы: окислительный нейтрализаторфильтр – нейтрализатор с системой регенерациинейтрализатор для восстановления NOx |
+ + + + |
+ + + |
+ + + + + + + |
+ + + + + + + + + |
1994 г. С 1997 г. 1994 г. 1998 г. С 1997 г. 1987 г. С 1989 г. Опытные образцы |
Нормируются экологические требования к объектам транспорта и транспортным технологиям в виде предельно допустимых норм выброса токсичных веществ с отработавшими газами транспортных средств, уровней шума, вибраций, электромагнитных полей, удельных объёмов потребления отдельных видов природных ресурсов, уровня комфорта и др.
Эти нормы напрямую не связаны с ПДК отдельных примесей в атмосферном воздухе, воде, почве на конкретных площадях территории и устанавливаются как компромисс в удовлетворении разнонаправленных требований (общественная потребность, техническая возможность реализации, стоимость).
Таблица 6.2 - Мероприятия, обеспечивающие выполнение перспективных норм токсичности транспортными средствами с бензиновыми двигателями (данные НАМИ)
Мероприятия |
EURO —1 |
EURO —2 |
EURO —3 |
EURO —4 |
Состояние разработки, сроки внедрения |
Электронная система впрыска топлива и зажигания на базе 8-разрядного МП Электронная система распределения впрыска на базе 16-разрядного МП с самодиагностикой Электронная система непосредственного впрыска Многоклапанная система газораспределения Многоклапанная система газораспределения с регулируемыми фазами Трёхкомпонентный нейтрализатор Трёхкомпонентный катализатор с системой ускоренного прогрева Каталитический нейтрализатор с блоком восстановления NOx при избытке кислорода Топливо: неэтилированный бензин природный газ метанол |
+ + + + |
+ + + + |
+ + + + + |
+ + + + + + |
С 1995 г. С 1997 г. С 1986 г. С 1997 г. В 1997 г. 63% С 1990 г. |