· Об общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним;
· О порядке охраны объектов инфраструктуры морского порта;
· Об утверждении перечня морских портов, охрану границ которых обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, и перечня морских портов, охрану границ которых осуществляют подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении;
· О правилах обслуживания пассажиров и правилах оказания иных услуг обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности, в том числе услуг в отношении ручной клади, багажа и грузобагажа;
· О порядке уничтожения или обезвреживания опасных грузов в морских портах;
· О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме этого, Минтрансом России разработан комплекс мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон, в котором акцентировано внимание на:
· определение источников и объемов средств, необходимых для развития инфраструктуры морских портов и совершенствования системы управления ими;
· уточнение статуса земельного участка в границах территории морского порта;
· развитие контейнерных перевозок грузов;
· повышение эффективности работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских портах;
· совершенствование системы государственного регулирования цен (тарифов) на услуги портовой инфраструктуры;
· разработка и утверждение нормативно-правовых актов, регулирующих арендные отношения в порту.
Федеральным агентством морского и речного транспорта готовятся предложения по составу разделов Схем территориального планирования относящихся к морским портам и проектов Планировки территории морских портов, а также по методологии их разработки. В течение 2009 г. планируется закончить эту работу и после одобрения ее Минтрансом приступить непосредственно к подготовке документов терпланирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года № 258 внесены изменения в подпрограмму «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».
Объём бюджетного финансирования по подпрограмме увеличен на 7 млрд. 060 млн. рублей и составил 51 млрд. 244,9 млн. рублей, в целях обеспечения строительства объектов в Сочи.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит увеличить мощность российских портов на 305 млн. тонн в год.
Принятое в мае 2008 года постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», предусматривает ускоренное развитие инфраструктуры морского транспорта для обеспечения необходимых темпов роста экономики страны, в том числе развитие морских портов Мурманск, Усть-Луга, Восточный, Калининград, Новороссийск и специализированных портовых мощностей для переработки контейнерных, накатных грузов;
ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы), включает подпрограмму «Морской транспорт» с общим объемом финансирования 631 млрд. руб.
В соответствии с целевыми показателями подпрограммы объем перевалки грузов в российских портах в 2015 году по сравнению с 2009 годом возрастет в 1,5 раза и достигнет 774 млн. т. путем реализации следующих основных проектов:
· развитие порта Усть-Луга с достижением в 2015 году с учетом принятых решений по строительству трубопроводной системы БТС-2 порядка 170 млн. тонн;
· строительства контейнерного хаба в г. Балтийск. К 2015 году планируется ввести первую очередь, мощностью 15 млн. тонн в год;
· строительство терминала по перевалке сжиженного газа мощностью первой очереди 14 млн. т в пос. Териберка Мурманской области и ряда других объектов;
· развитие нефтеналивного терминала ВСЮ в порту Восточный до грузооборота в 50 млн. тонн;
Планируется иметь к концу 2015 года портовые мощности (более 1 млрд. тонн в год) не только полностью обеспечивающие потребности экономики страны во внешнеторговых перевозок, но и создать 20 % резерв, необходимый для роста производства и развития транзита грузов мировой торговли.
Контейнерооборот в российских портах в 2007 году составил 3,17 млн. TEU (30,3 млн. тонн), что 24% больше, чем в 2006 году и на 65% больше, чем в 2005 году.
Развитие мощностей контейнерных терминалов в отечественных портах на Черном и Балтийском морях, через которые проходит более 80% контейнеризированных внешнеторговых грузов, не успевает за ростом объемов контейнерных перевозок. В портах стран Балтии и Украины перерабатываются 362 тыс. TEU контейнеров с нашими импортными грузами.