Таким образом, подытоживая вышесказанное, в числе угроз экономической безопасности в сфере перевозочной деятельности железнодорожной отрасли можно выделить:
- снижение уровня безопасности перевозочного процесса, обусловленное низкой надежностью эксплуатируемой техники;
- высокий физический и моральный износ материально-технической базы вследствие снижения темпов обновления и инвестиционной активности;
- снижение эффективности организации и управления перевозочным процессом ввиду недостаточного внедрения элементов доминирующего технологического уклада, прежде всего современных информационных технологий.
Вследствие экономического кризиса в России наблюдается снижение перевозок грузов и грузооборота железнодорожного транспорта. Если в 1985 г. отправление составило 2,2 млрд т, а грузооборот — 2,5 трлн тоннокилометров, то в 2008 г. соответственно - 1,0 млрд т и 1,3 трлн тоннокилометров. Уменьшение грузооборота сказалось и на грузонапряженности железных дорог. Средняя густота перевозок на 1 км эксплуатационной длины снизилась с 29,5 млн тоннокилометров (1985 г.) до 16,0 млн тоннокилометров (2008 г.). Железные дороги России обеспечивают при этом примерно третью часть мирового грузооборота и занимают 3-е место после США и Канады. Интенсивность перевозок грузов в России в 4 раза больше, чем в США, и в 10 раз больше, чем в ФРГ и во Франции.
Мониторинг состояния рынка железнодорожных грузовых перевозок позволяет заметить, что доля ОАО «РЖД» на рынке услуг по предоставлению вагонов устойчиво сокращается.
Таблица 11.
Парк грузовых вагонов принадлежности РФ по состоянию на 01.01.2009 г.
Род вагона |
Всего |
Холдинг«РЖД» |
в том числе: |
Приватный частных компаний | |
ОАО «РЖД» |
ДЗО ОАО «РЖД» | ||||
Полувагоны |
371 694 |
272 904 |
221 848 |
51 056 |
98790 |
Цистерны |
237 257 |
77075 |
8051 |
69024 |
160 182 |
Платформы |
68 112 |
52508 |
39441 |
13067 |
15604 |
Крытые |
78303 |
61 219 |
55491 |
5728 |
17084 |
Прочие |
249 004 |
149 756 |
79415 |
70341 |
99248 |
Всего |
1 004 370 |
613 462 |
404 246 |
209 216 |
390 908 |