Термин «дорожное движение», как и многие производные от него понятия (дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения и т.п.), является в настоящее время общепризнанным не только в нормативных актах различных стран, но и в международных документах (Конвенция о дорожном движении и др.).
"Дорожное движение" - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств (автомобили, мотоциклы, тракторы и иные самодвижущиеся механизмы) по автомагистралям, шоссе, городским улицам и иным дорогам и проездам.
Однако при всей кажущейся простоте и полной ясности приведенного определения оно не является исчерпывающим и однозначным. Некоторые отступления от него и расхождения отмечаются не только в нормативных актах отдельных стран, но и в различных документах одной и тех же страны.
В связи с этим нельзя не упомянуть о принятом 16 ноября 1995 г. Государственной Думой Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Он определяет дорожное движение как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».
Сущность дорожного движения заключается в перемещении людей и грузов в пределах дороги. Вид транспортного средства при этом не имеет никакого значения. Больше того, если люди и грузы перемещаются без каких-либо транспортных средств, то и тогда такое перемещение рассматривается в качестве дорожного движения. Например, исключительно пешеходное движение, передвижение на упряжных животных, верхом и т.п. Главное, чтобы передвижение производилось в пределах дорог.
В этом же Законе дано и определение дороги. Это – «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». Представляется, что вряд ли следовало в Федеральном законе давать определения приведенным и некоторым другим терминам и понятиям. Тем более, что они вошли в противоречие с международными нормами и с целым рядом действующих в стране актов различных уровней, особенно ведомственных.
Если говорить о международных нормах, то прежде всего надо назвать заключительный акт Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению (Вена, 1968 г.) - Конвенцию о дорожном движении.
В ней нет даже намека на то, что дорожное движение - это общественные отношения. Конвенция говорит о слагаемых дорожного движения: о дороге, транспортных средствах и водителях. При этом «дорога» означает «всю полосу отвода любой дороги или улицы, открытой для движения». Затем даются определения «проезжая часть дороги», «полоса движения», «перекресток», «автомагистраль» и некоторые другие, касающиеся разновидностей дорог и их отдельных элементов.
Не приводится в Конвенции и собирательного понятия «транспортное средство», однако дается подробное описание отдельных видов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Среди них: «механическое транспортное средство», «автомобиль», «мотоцикл», «прицеп», «велосипед с подвесным двигателем» и т.п.