Уровень риска на российских дорогах и других объектах транспортной инфраструктуры, по сравнению со странами Европы, по–прежнему высок. Автомобильный транспорт считается самым небезопасным из всех доступных человеку. По всем данным, именно ДТП занимают первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.

Согласно официальным данным ГИБДД МВД России, за январь – декабрь 2010 года на дорогах страны зафиксировано около 213 тысяч дорожно-транспортных происшествий,а в феврале-марте 2011 года 187тысяч, что на 2,5% меньше аналогичного показателя прошлого года. В результате погибли более 20 тысяч человек (меньше на 7,2%) и свыше 234 тысяч человек получили ранения (меньше на 2,2%).

Данные статистики говорят о том, что аварийность в России на протяжении последних нескольких лет снижается. Тем не менее, РФ по-прежнему держит печальное лидерство по аварийности среди европейских стран. Ежегодно около 1,7 млн. человек в Европе получают ранения в результате ДТП. Уровень дорожно-транспортного травматизма в России только за 2009 год составил свыше 260 тысяч человек, другими словами – 1/6 от общего европейского показателя.

Эта мрачная статистика требует поиска новых, более эффективных правовых, организационных и иных мер по всем направлениям безопасного функционирования автотранспортного комплекса. Но есть и другая сторона проблемы – экономическая. По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери экономики нашей страны от ДТП составили 5,5 триллиона рублей.

ООН объявило ближайшие десять лет «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Мероприятия в рамках программы, как ожидается, смогут спасти до пяти миллионов жизней и предотвратить 50 миллионов травм. В июле 2010 года Еврокомиссия опубликовала план действий программы в течение 2011-2020 гг., а компетентные организации и региональные регулирующие органы стран-членов ЕС вскоре представят план дальнейших действий, которые, по их мнению, являются необходимыми для программы.

Обеспечения безопасности пассажирских перевозок носит комплексный характер: в его решении задействованы различные министерства и ведомства, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления. При этом безопасность определяется уровнем соблюдения установленных государством требований к субъектам рынка, персоналу, транспортной технике, инфраструктуре. И здесь крайне необходима четкая координация всех структур, задействованных в формировании соответствующей законодательной и нормативно–правовой базы, в решении задач специального характера, а также в осуществлении контрольно–надзорных функций.

В комплексном подходе нуждается и разработка мер по защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Напомню, что Указом Президента РФ от 31 марта 2010 года в качестве федерального органа, ответственного за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте и за разработку соответствующей программы, определено Министерство транспорта РФ. В настоящее время разработка этой комплексной программы находится в стадии завершения.

В мероприятия программы заложены принципы и механизм реализации Федерального закона «О транспортной безопасности», который определил единый порядок построения системы обеспечения безопасности на транспорте. Кроме того, программа должна предусмотреть реализацию взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. После недавних терактов на железнодорожном транспорте и трагедии в московском метро это понятно всем. Наконец, этот комплексный документ направлен на эффективное решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации таких ситуаций.

Страницы: 1 2 3