Риски на российских дорогах связаны с организацией движения и ответственностью его участников, а также с состоянием автотрасс. Эти проблемы пока не нашли своего системного разрешения. Именно они должны стать «точками» приложения совместных усилий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским электротранспортом. Между тем обязанности организации дорожного движения у нас сегодня возложены на МВД, Минтранс России (полномочиями выполнения организационно–правовых мероприятий по управлению движением на дорогах министерство наделено сравнительно недавно), а также на органы исполнительной власти, как федеральные, так и региональные, в ведении которых находятся автомобильные дороги и улично–дорожная сеть.
Результаты проверок, показали, что организацией дорожного движения на межмуниципальных и муниципальных дорогах (за исключением Москвы, Санкт–Петербурга, Казани и еще нескольких городов) в должной мере никто не занимается. А ведь именно в российских городах и поселках происходит две трети всех ДТП. По мнению многих участников коллегии, серьезной причиной аварийности на дорогах является несовершенство нормативной базы, регламентирующей как организацию самих перевозок пассажиров и грузов, так и безопасность дорожного движения. В настоящее время Минтрансом России подготовлен проект федерального закона «Об основах организации транспортного обслуживания населения на регулярных перевозках муниципальных и межмуниципальных маршрутов». На этот документ возлагаются большие надежды.
В регионах и муниципальных образованиях чиновники сознают свою долю ответственности за состояние безопасности на транспорте, но причина многих недостатков банальна: в большинстве субъектов РФ нет средств на решение этой проблемы. Тем не менее, во многих регионах разработаны специальные областные целевые программы повышения безопасности дорожного движения, имеющие форму территориальных законов. И по мере появления финансов вопросы решаются.
Россия ратифицировала Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов, в котором сказано, что водитель получает свидетельство установленного образца после прохождения обучения в признанном компетентным органом учебном заведении и положительной сдачи экзамена этому органу. Невзирая на это в большинстве регионов РФ экзамены проводятся самими учебными заведениями. При этом состав экзаменационной комиссии утверждается директором образовательного учреждения, без привлечения в нее представителей надзорных органов. Об эффективности проводимых экзаменов сами за себя говорят цифры: положительная сдача с первого раза – 100%. Логично: ни одна организация не будет пилить сук, на котором сидит, и отказываться от потенциальных прибылей. О каком качестве подготовки водителей может идти сегодня речь, если в масштабах страны ее ведут 514 учебных заведений, а на межведомственные экзаменационные комиссии будущих водителей, перевозящих опасные грузы, направляет только 31 учебное заведение?!
А ведь есть еще организации, откровенно торгующие свидетельствами о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Легко можно купить документ (например, через интернет), дающий право перевозить легковоспламеняющиеся, ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества не только на территории РФ, но и в международном сообщении.
Во многих субъектах РФ, возникли сложности с оборудованием кресел междугородных автобусов ремнями безопасности, как то предписывает Постановление Правительства РФ № 87 от 24 февраля текущего года. Во многих регионах нет организаций, имеющих право производить данный вид работ на основании тех условий, согласованных с заводами–изготовителями автобусной техники и ГИБДД. А сами заводы от разработки таких документов отказываются.
Таким образом, необходимо ужесточение санкций за нарушение ПДД. Ведь меры воздействия в виде административных штрафов малоэффективны, а механизм приостановления действия лицензий практически не работает. Согласно существующему закону добиться этого можно лишь при вынесении судом решения об административном приостановлении деятельности лицензии за грубое нарушение условий лицензирования. А таковым является лишь ДТП, повлекшее человеческие жертвы или причинившее вред здоровью не менее пяти человек. Необходимо пересмотреть понятие «грубое нарушение условий лицензирования», предельно его конкретизировав.